Инновации на рынке проекторов

Василий Мочар, зам. директора ITResearch

Ромэна Мочар, менеджер по развитию бизнеса ITResearch

В рамках данного обзора мы хотим проанализировать, какие ключевые инновации сейчас внедряются на рынке проекторов в целом и в его различных сегментах, как в результате трансформируется продуктовое предложение и какие рыночные последствия могут иметь данные улучшения.

Сегментация рынка проекторов

Рынок проекторов сегментируется довольно четко, причем его структура в целом стабильна. Попробуем обозначить основные целевые рынки (сортировка, скорее, по значимости, чем по алфавиту):

Сфера образования. Начальная и средняя школа потребляют преимущественно наиболее дешевые стандартные аппараты (во многом «благодаря» текущей особенности электронных закупок), а в последнее время и короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы. Высшая школа несколько более «продвинутая», и здесь можно ожидать уже значимых поставок устройств с повышенной яркостью.

Бизнес. Здесь можно выделить аппараты для оснащения переговорных комнат и для мобильных презентаций.

Инсталляционный сегмент. Самые разнообразные сферы применения, которые объединяет критичность правильного подбора устройства и его установки.

Домашний сегмент. Приобретаются как высококачественные Full HD-проекторы для домашних кинотеатров, и как доступные устройства для развлечений, телевидения и кино. Есть и носимые аппараты, но pico-проекторы мы традиционно не рассматриваем.

Бары, кафе и рестораны, гостиницы. Наряду с развлечением посетителей есть практика проведения в подобных местах различных мероприятий, например пресс-конференций, поэтому зачастую помимо телевизоров или профессиональных плоских панелей подобные заведения оборудуются также и проекторами. Достаточно агрессивная внешняя среда предполагает специальное или адаптированное оборудование.

При желании можно выделить еще несколько потребительских ниш для проекторов, но это или экзотические применения, или охватываемые уже упомянутыми сегментами, чаще всего инсталляционным.

В разрезе выделенных целевых сегментов мы и будем анализировать основные изменения, происходящие в продуктовом плане на российском рынке проекторов.

Светодиодная подсветка

Безусловно, главной технологической новацией на рынке проекторов являются LED-устройства (табл. 1).

Таблица 1. Наиболее продаваемые LED и Laser-LED проекторы на российском рынке (на конец 2013 г.)

LED- или светодиодная подсветка вместо устаревших, ненадежных, малоэффективных и просто неэкологичных флуоресцентных ламп последнее время победно шествует во всех направлениях систем визуализации. Мониторы, экраны ноутбуков и планшетов уже все на светодиодах, информационные панели и телевизоры — уже значительная часть, если не большинство. Проекторы пока отстают, но тренд здесь также крайне быстрорастущий (рис. 1). Первые подобные модели в продаже на российском рынке мы фиксировали в конце 2009 г., а сейчас их доля составляет около 8% в товарном предложении с очевидной возможностью через год преодолеть 20%-ную отметку. Вряд ли здесь возможно такое доминирование светодиодов, как на панельном рынке, поскольку есть сложно преодолимые проблемы со спектром, но массовый сегмент в обозримом будущем вполне может быть в основном за ними.

Рис. 1. Динамика количества моделей LED-проекторов на российском рынке.

Строго говоря, в LED-сегменте есть два класса устройств, довольно значительно отличающихся друг от друга. Наиболее массовые — это микропортативные проекторы, оборудованные LED-подсветкой. Благодаря меньшему нагреву они получаются еще миниатюрнее, а долговечность источника света составляет 20-30 тыс. ч (раз в 10 больше традиционной), что делает стоимость владения очень низкой. Цена топовых моделей данного класса составляет около 1000 долл., — ничто по сравнению со стандартным проектором и десятью запасными лампами.

Кроме того, эти модели делают очень богатыми по набору интерфейсов, включая возможность подключения мобильных устройств. Также реализуется подключение по Wi-Fi и встроенные универсальные медиа-проигрыватели. Устройства массой порядка килограмма уже зачастую имеют яркость в 1000 лм. Все это существенно расширяет спектр применения таких решений как в бизнесе — для мобильных презентаций, так и в домах как замена телевизору и для видеоразвлечений. В результате даже появляется реальная возможность существенно расширить потенциальный рынок для проекторов как класса продуктов.

Основные игроки в данном сегменте — это компании Acer, BenQ, NEC, Optoma, ViewSonic, Vivitek, у каждой из которых уже есть набор моделей с разной яркостью, и для которых такие устройства уже начинают генерировать значимую часть продаж.

Помимо субкомпактных устройств на светодиодной подсветке реализуются и вполне серьезные аппараты. Но здесь уже используется гибридная технология Laser LED, в которой синий и красный лучи формируются светодиодами, а зеленый получается с помощью луча синего лазера, вызывающего вторичное свечение люминофора со строго нормированной длиной волны.

Яркость таких устройств пока ограничена 4000 люмен, но этого уже вполне достаточно для большинства задач. Стоимость пока является довольно высокой (порядка 2–4 тыс. долл.), но это уже доступно для многих заказчиков, не желающих связываться с необходимостью частой замены ламп или стремящихся всегда иметь все самое современное. В первую очередь это оборудование предназначено для офисов, но уже есть и гибридные Full HD-аппараты для домашних кинотеатров высокого уровня. Кроме того, на данной технологии начали реализовываться даже относительно бюджетные короткофокусные устройства, которые могут быть востребованными на рынке образования.

Фактическим зачинателем этого класса является компания Casio, у которой просто и нет иных проекторов, но последнее время высокую активность в этой технологии проявляют Acer, BenQ, NEC, Optoma, Panasonic и ViewSonic. Стоит отметить, что технологии LED и Laser LED развиваются пока строго в сегменте DLP-проекторов.

Короткофокусность и интерактивность

Важнейшим трендом на рынке проекторов также является короткофокусность (или ультракороткофокусность). Она дает возможность размещения аппарата практически вплотную к экрану или интерактивной доске, что в наибольшей степени востребовано в сфере образования, поскольку учитель в классе может перекрывать собой луч света, а это очень нежелательно.

Лет пять назад предлагались единицы подобных аппаратов, а значимые продажи наблюдались вообще по считанному числу моделей. Сейчас же это чрезвычайно важный сегмент рынка, где представлены десятки моделей, а счет продаж уже выражается четырехзначными цифрами. Мы отобрали только самые продаваемые модели (табл. 2), но и таковых довольно много.

К сожалению, текущая экономическая обстановка и структура бюджета на 2014 г., в котором существенно сокращена поддержка средней школы, не располагают к оптимизму относительно данного сегмента. Однако множество новых моделей все же будут появляться, вытесняя «стандартные» проекторы из решения класса «проектор + интерактивная доска».

Таблица 2. Наиболее продаваемые короткофокусные проекторы на российском рынке (на конец 2013 г.)

Интерактивность

Этот же целевой рынок — сфера образования — является сейчас основным потребителем для интерактивных проекторов. Такие аппараты способны работать без дополнительной интерактивной электронной доски, которая не мобильная и при этом стоит отдельных немалых денег. Интерактивный проектор может дать существенный выигрыш по стоимости покупки и удобству использования, поскольку его можно без труда перенести в другой класс. Открывается также новый рынок — бизнес — где выездные тренинги также выигрывают при использовании интерактивного режима.

Вместе с тем интерактивные проекторы пока еще находятся на довольно раннем этапе своего технологического развития. Всего несколько вендоров выпускают такие аппараты, а удобство их использования в стационарном режиме еще уступает обычной связке ультракороткофокусный проектор + интерактивная доска. Тренд однозначно будет быстро развиваться, хотя бы по причине «низкой базы». Рыночные перспективы пока еще не до конца ясны.

Другие тренды

Давним яблоком раздора на проекторном рынке является принадлежность к лагерю DLP или LCD (надеемся, рассказывать о различии между ними нет необходимости). У каждой из технологий есть свои преимущества и свои недостатки, которые зачастую становятся темой для достаточно агрессивных маркетинговых войн, очередной всплеск которых мы как раз недавно наблюдали и на нашем рынке. Но может, оно и к лучшему, поскольку стимулирует интерес пользователям к проекторам как таковым.

Стоит отметить, что LCD-модели любят в образовании (а это ключевой целевой рынок) как потенциально более безопасную технологию для глаз учащихся, но такие проекторы дороже, да и 3D в них реализовывать сложнее. Вместе с тем DLP-технологию развивает компания Texas Instruments, которая сама проекторы не производит, но при этом нацелена на максимальный охват, фактически продавая чипы всем желающим. LCD-матрицы производит компания Epson, которая сама является крупнейшим игроком проекторного рынка и не очень заинтересована в усилении конкурентов, ограничивая сторонние поставки основной компоненты. В этой ситуации свободный рынок DLP имеет шансы к более быстрому прогрессу и развитию, поскольку на продвижение таких проекторов работают ресурсы почти всех участников рынка, и одна компания не может фактически в одиночку им противодействовать. Но в общем каждая из технологий находит своего покупателя, и в результате на рынке все последние годы между ними наблюдается паритет.

Относительно недавно было много шумихи вокруг технологии 3D, но сейчас она потихоньку сдает свои позиции. Необходимость использования специальных очков, малое количество соответствующего контента, индивидуальная непереносимость 3D-изображения, относительно невысокое качество 3D на многих моделях... Все это пока ограничивает развитие данного направления на проекторном рынке.

Пока что есть две основные ниши для 3D-проекторов: профильные кабинеты (биология, физика и химия) и домашние кинотеатры достаточно высокого уровня. Других целевых рынков, готовых делать ставку на внедрение подобных аппаратов именно ради 3D, не просматривается.

Важным отраслевым трендом является повышение яркости проекторов. За последние несколько лет доля проекторов с яркостью выше 3000 Лм постоянно растет, и теперь они составляют свыше 60% всего продуктового предложения (рис. 2). В 2009 г. таких аппаратов было всего 40%. Примечательно, что, например, если в 2009 г. модели с яркостью от 3 до 4 тыс. лм (а это еще офисный класс) стоили в среднем почти 2000 долл., то к концу прошлого года была чуть более 1700 долл. То есть технологии постепенно становятся доступнее, а применение проекторов — удобнее без необходимости дополнительного затемнения помещения. Наблюдается также определенный рост «неярких» аппаратов (менее 1000 лм), но он как раз связан с уже упомянутым прорывом LED-проекторов.

Рис. 2. Динамика распределения моделей по яркости (в люменах).

Пожалуй, еще более выраженный и важный тренд — это сдвиг рынка проекторов в сторону широкого формата, который больше соответствует всем остальным визуальным средствам и в первую очередь — экранам компьютеров. Лет пять назад на рынке было всего около 20 широкоформатных моделей, а сейчас их уже в двадцать раз больше! Они составляют уже более половины всего продуктового предложения (в продажах, правда, пока меньше). О преимущественных целевых рынках при таком всеобщем охвате говорить не приходится, поскольку это касается всего рынка без исключения.

Внутри самого широкого формата крепнет подгруппа Full HD-проекторов: таких моделей сейчас около 160. Цены здесь драматически снижаются, что делает их уже не эксклюзивным товаром (в первую очередь для домашних кинотеатров уровня high-end), а вполне рабочими лошадками для широкого круга приложений, включая образование и даже мобильные презентации.

Новацией также является начало использования в проекторах MHL (Mobile High-Definition Link) — нового стандарта мобильного аудиовидеоинтерфейса, объединяющего в себе функциональность интерфейсов HDMI и MicroUSB и служащего для непосредственного подключения мобильных устройств к телевизорам и мониторам, поддерживающим Full HD. Разъем стандарта MHL поддерживает передачу видео высокого разрешения, одновременно заряжая подключенное мобильное устройство. Уже несколько вендоров (в их числе Acer, BenQ, Epson) оснащают новые модели проекторов данным интерфейсом, и, судя по темпам внедрения в нашу жизнь смартфонов и планшетов, вероятно это станет новым отраслевым стандартом. Сначала, конечно, это коснется потребительского сегмента, но неизбежно охватит и бизнес-применения.

Конечно же, больше всего различных технологических решений разрабатывается и внедряется в сегменте инсталляционных аппаратов, но они менее очевидны и зачастую не структурируемы. Например, для получения особого яркого или сверхширокого изображения может использоваться сшивка или стекование нескольких проекторов. В отличие от прошлых лет многие профессиональные модели проекторов уже имеют необходимый для сшивки процессор прямо «на борту», что избавляет от необходимости использования внешнего процессора. Проекторы становятся все ярче, качество изображения растет благодаря новым алгоритмам обработки изображения, внедряются технологии передачи контента на любое расстояние с помощью одного кабеля...

Отмеченные выше тренды в рамках данного обзора мы рассмотрели только вкратце. Но все равно становится ясно, что на рынке проекторов все развивается довольно активно, что создает отличные заделы как для повышения конкурентоспособности отрасли в целом, так и для отдельных производителей. Те из них, кто нащупает наиболее востребованные сочетания потребительских характеристик и первыми сумеют их внедрить, те и будут «на коне».

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.