Особенности российского рынка смартфонов

Евгений Садовников, консультант по рынку телекоммуникаций GFK

Андрей Березин, «Бестселлеры IT-рынка», научный редактор

Первый коммерческий мобильный телефон появился в 1983 г., но только в 2000-х годах они стали нормой. Эра смартфонов начинается, пожалуй, с 2008 г., с началом широкого распространения этого революционного продукта от Apple. А сейчас, всего пять лет спустя, уже 80% всех телефонов, проданных в Америке, — смартфоны. Динамика просто феноменальная.

Если мы посмотрим на Россию, то здесь пока не наблюдается такого бурного роста смартфонов, и их доля на нашем рынке устройств мобильной связи далеко не 80%. Еще в 2011 г. она была только 18% в штуках. Но с осени 2012 г. наблюдается интенсивное увеличение доли смартфонов, и буквально с каждым кварталом они играют на рынке устройств мобильной связи все более весомую роль. В результате к III кварталу нынешнего года их доля достигла уже почти 48,5 % в натуральном выражении. Доля мобильных телефонов соответственно снижается.

Рис 1. Динамика доли смартфонов на российском рынке устройств мобильной связи.

Причина более спокойного роста рыночной доли смартфонов у нас кроется в достаточно большой разнице в стоимости мобильных телефонов и смартфонов. Вплоть до начала нынешнего года она составляла более 8 тыс. руб., что не способствовало миграции покупателей с телефонов на смартфоны. Однако в этом году ценовая разница начала снижаться, причем в основном за счет удешевления смартфонов. Это объясняется интенсивным ростом сегмента дешевых смартфонов.

Если посмотреть на рынок в разрезе ценовых категорий смартфонов, то выясняется, что наибольший вклад вносит сегмент устройств стоимостью от 10 до 15 тыс. руб. (рис.2). В прошлом году данный сегмент также лидировал, но с гораздо большим преимуществом. А по динамике продаж он показал минимальное значение среди всех ценовых сегментов рынка смартфонов (рост 27,1%), в то время как лидер — сегмент устройств ценой до 5000 руб. — вырос на 113,4%.

Рис. 2. Изменение структуры рынка смартфонов по ценовым категориям.

Если сравнить структуру рынка смартфонов по ценовым сегментам с картиной годичной давности, то видно, что усиление подсегмента самых дешевых смартфонов в наибольшей степени произошло за счет самых дорогих моделей и соседей из ценового подсегмента 5–10 тыс. руб.

Прямым следствием расширения сегмента низкобюджетных смартфонов является достаточно резкое снижение средней цены смартфона на рынке. Если в течение всего прошлого года она колебалась в слабоповышательном тренде в районе 10500–11000 руб., то со II квартала 2013 г. наблюдается ее заметное снижение (примерно на 10% в квартал)

Рост сегмента дешевых смартфонов — одна из основных тенденций российского рынка в настоящее время. Поэтому анализу этого процесса и уделяется основное внимание в данной статье. Что же представляет собой среднестатистический смартфон из нижнего ценового сегмента и как преломляются в нем основные технологические тренды рынка смартфонов в целом? Рассмотрим структуру рынка по наиболее критичным для потребителя характеристикам современных смартфонов.

Одним из новых трендов российского рынка является рост распространенности моделей смартфонов с двумя SIM-картами, который начал проявляться в 2012 г. Эксперты объясняют популярность таких устройств возможностью оптимизировать расходы на мобильную связь за счет использования на разных SIM-картах разных тарифов. В соответствии с такой моделью потребительского поведения данные устройства наиболее популярны в нижних ценовых сегментах, где доля таких моделей в продажах составляет примерно 50%. Причем по сравнению с прошлым годом она увеличилась практически вдвое. Постепенно модели с двумя SIM картами проникают и в более старшие ценовые сегменты. В то же время в топ-сегмент данная тенденция пока не распространилась вообще.

Рис. 3. Соотношение 1-SIM- и 2-SIM-моделей смартфонов в разных ценовых сегментах, Q’1-Q3’2013.

По размерам экрана модели бюджетного сегмента пока заметно уступают. Что вполне объяснимо, ведь большие экраны требует более мощных батарей, процессоров, и т. д., да и сами по себе вносят заметный дополнительный вклад в цену устройства. Все это тормозит их проникновение в бюджетные модели смартфонов.

Однако размеры дисплея современных смартфонов постепенно растут, что объясняется более комфортным восприятием информации на большом экране. Наиболее распространенный размер экрана в самом младшем сегменте смартфонов — 3–3,4 дюйма. Правда, если в прошлом году это был практически стандарт, то в нынешнем заметно усилились позиции моделей с экранами 3,5–3,9 дюйма, доля которых уже перевалила за треть.

Рис. 4. Динамика роста размера экранов в бюджетных смартфонах.

Учитывая, что в соседнем младшем сегменте (5–10 тыс. руб.) уже появились модели с максимальным экраном (более 5 дюйм), можно предположить, что по этому параметру наш эконом-сегмент будет быстрыми темпами догонять остальной рынок. Ведь дальнейший рост диагонали экрана даже в топ-сегментах проблематичен, ибо вопрос здесь уже скорее даже не в затратах на большой экран, а в эргономике смартфонов как таковой: слишком большой смартфон становится не очень удобен как устройство оперативной мобильной связи.

Рис. 5. Разрешение встроенных фотокамер в бюджетных смартфонах нижних ценовых сегментов, Q’1—Q3’2013.

Известно, что смартфоны активно используются их владельцами для оперативной фотосъемки, поэтому постепенное улучшение качества встроенной фотокамеры — также закономерный процесс развития рынка. В текущем году в младшем ценовом сегменте рынка смартфонов доминируют модели с 2- и 3-Мп фотокамерами, причем доля последних уже преобладает. Но можно в данном диапазоне уже найти и устройства с 5-Мп камерой. Отметим для сравнения, что даже в соседнем ценовом сегменте (5–10 тыс. руб.) это разрешение уже практически стандарт, и появились модели в 8-Мп камерами. То есть отставание по этому параметру пока довольно значительное.

Поскольку объем внутренней памяти вносит существенную составляющую в стоимость смартфона, в моделях младшего сегмента она невелика.

Рис. 6. Размер внутренней памяти в смартфонах разных ценовых категорий.

Но здесь также происходят подвижки. Еще в прошлом году стандартом де факто для бюджетных смартфонов по этому параметру была величина 2 Мбайт, а в нынешнем году только около трети моделей смартфонов из ценового диапазона до 5 тыс. руб. имеют внутреннюю память 4 Мбайт. Хотя, судя по динамике этого параметра в соседнем диапазоне (5–10 тыс. руб.), уже в следующем году не исключено появления в low-end-сегменте устройств с памятью 8 Мбайт, а объем 4Мбайт может скоро стать типовым для устройств данного класса.

Рис. 7. Распространенность различных стандартов мобильной связи в бюджетных смартфонах в 2011–2013 гг.

Младшие смартфоны постепенно выходят на боле-менее современный уровень по поддерживаемым стандартам мобильной связи. В 2013 г. уже две трети моделей стоимостью менее 5 тыс. руб. поддерживали 3G, причем по сравнению с прошлым годом их доля выросла почти в два раза. Однако достижением это назвать трудно, поскольку в остальных сегментах 3G — это уже стандарт. Новый уровень — 4G, пока поддерживается в основном в топовых моделях. Впрочем, для российского потребителя это пока вообще не очень актуально.

Рис. 8. Динамика структуры бюджетного сегмента смартфонов по ОС.

Тренд к усилению позиций платформы Android на рынке смартфонов общеизвестен, однако в разных классах устройств он имеет разный уровень проникновения и динамику развития. В младших сегментах наблюдается наиболее пестрая картина, и заметные позиции имеют сразу несколько ОС, однако тенденция роста продаж устройств на базе Android бурно развивается и здесь в текущем году их доля уже превысила 60%.

Итак, средний смартфон из сегмента low-end имеет примерно такой технологический портрет. Более половины моделей смартфонов работает под вполне современной ОС Android, объем встроенной памяти чаще все же еще не превышает 2 Гбайт, в большинстве моделей реализована поддержка 3G, при этом половина моделей оснащена двумя SIM-картами. Размер экрана, как правило, не более 4 дюймов, а разрешение встроенной фотокамеры редко превышает 3 Мп. В принципе это вполне функциональный продукт для массового рынка.

Перспективы дальнейшего роста сегмента достаточно позитивны, ибо смартфоны становятся вполне утилитарным продуктом, а по набору функционально-технических характеристик топовым сегментам все труднее значительно от него оторваться.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.