Структура продаж на рынке настольных ПК

Дмитрий Шульгин, старший эксперт ITResearch

Рынок десктопов, конечно же, сокращается в объемах, и ничего хорошего здесь уже давно никто не ждал. Но в этом году спад коснулся уже всего сектора ПК, и стало понятно, что дело абсолютно не в настольных устройствах. Более того, оказалось, что десктопы — еще далеко не худший случай. Их показатели снижаются хотя бы стабильно и осмысленно. А с определенной точки зрения этот сектор даже получает своего рода поддержку в данной ситуации, о чем и пойдет речь ниже.

В целом за первую половину 2013 г. было продано 1710 тыс. настольных ПК всех типов. Темпы годового падения составили −11,9%. И сама эта цифра на фоне происходившего с сегментом все последние годы абсолютно не удивительна. Эффектом же новизны обладает другой момент. Ранее снижение продаж десктопов было сообразно высоким темпам роста ноутбуков. Эти процессы были безусловно связаны — часть потребителей десктопов явно переходила на ноутбуки, что и приводило к сокращению первых и дополнительному приросту последних. Доля десктопов среди классических форм-факторов ПК (десктопы и ноутбуки) неукоснительно сокращалась. Так, в первом полугодии 2010 г. она составляла около 50%, в тот же период 2011-го — 43%, 2012-го — 33% и... в первой половине 2013 г. впервые в истории наблюдалась приостановка данной тенденции, более того, даже формальный ее разворот: 35%. Темпы же роста ноутбуков сами резко устремились в отрицательную область, и опустились даже ниже десктопных. Дело, конечно же, в том, что у ноутбуков появился свой грозный соперник — планшеты. Посмотрим, как это происходит (рис. 1).

Рис. 1. Динамика относительных долей подсегментов компьютерного рынка.

Мы разбили весь компьютерный рынок на более мелкие подсегменты, присоединив к нему старшую часть рынка планшетов — устройства с экраном от 9,7″ включительно. (Таблетки более миниатюрных размеров к нашей теме относятся меньше.) Видно, что в 2010-11 гг., когда планшетная тема только набирала обороты, планшеты чуть-чуть отвоевывали долю у нетбуков, а большая их часть просто добавлялась к рынку сверху, особо не вмешиваясь в структуру сбыта традиционных категорий компьютеров. Тогда с этими категориями все и происходило как прежде: настольный сегмент продолжал проседать под гнетом все еще наступавших ноутбуков. Но вот с 2012 г. все заметнее проявляется иное. Планшеты начинают агрессивно отбирать покупателя... в большей степени у стандартных ноутов, а спад вклада десктопов со второй половины 2012 г. явно замедляется. При этом уход нетбуков фактически ноль в ноль (полностью) компенсируется приростом продаж ультрамобильных ПК. Так что проблема именно в стандартных ноутбуках.

С точки зрения потребителей все, кстати, объяснимо. Компьютер пользователю, даже оснащенному планшетом, конечно нужен. Но он у него либо уже есть — старый вполне удовлетворяет, обновление не требуется, либо если и нужен новый, то в основном в невыездном исполнении. Если компьютер в основном используется в стационарном режиме, а для мобильных сценариев уже есть планшет — то зачем ноутбук? Оптимальным комплектом в данном случае становится настольный ПК и планшет или ультрабук-трансформер. И этот случай наблюдается все чаще.

Сказанное, впрочем, в большей мере относится к потребительскому сектору. Что же до рабочих мест в организациях, сказать что-то определенное здесь сложнее. Еще и потому что данный сектор всегда развивается более консервативно, что естественно. Плюс, в настоящем, обновлению здесь явно мешает период экономической нестабильности. Обновляться в таких условиях корпоративный парк не спешит, и на рынке конкретно десктопов это сказывается не лучшим образом — ведь этот сектор стал основной сферой применения для настольных ПК. Пойдет ли обновление десктопного фонда дальше, когда макроэкономические проблемы уйдут в прошлое? Или ноутбуки все-таки придут и в эту сферу? Или, опять же на основании концепции BYOD, в эту сферу придут планшеты как дополнительный гаджет к стационарному десктопу или тонкому клиенту? Понятно, что и тот и другой подход являются по-своему интересными и оба будут применяться. Да и применяются уже особо продвинутыми компаниями. Но вот какой вариант будет принят в дальнейшем относительным большинством офисов на сегодня весьма неоднозначно.

AIO

Подсегмент десктопов типа «все-в-одном» в первом полугодии 2013 выросли по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 13%. По сравнению с динамикой, которую данная товарная группа демонстрировала ранее, это кажется весьма скромном результатом — да, так и есть. Но причина не относится к глобальным движениям спроса, она локальна. Дело в том, что в завершающей половине прошлого года произошел обвал на рынке ноутбуков и жуткое затоваривание. Проблема касалась собственно ноутбуков и была вполне себе системной. Но походя она задела и более мелкие подсегменты. Просто дилеры на всякий случай перестали закупать весь товар, а вендоры остановили поставки всех своих линеек, включая и AIO. (Набор основных вендоров, в принципе, здесь тот же, что и на рынке мобильных ПК.) В общем, совершенно нежданный провал случился на рынке компьютеров-моноблоков как бы заодно. В первом квартале отдача этих проблем еще проявлялась, и сегмент AIO показал отрицательную годовую динамику, а вот во втором квартале вернулся к «своим» темпам: вырос на 36%. В итоге за полугодие было продано 197 тыс. моноблоков, что составило 14% от всех десктопов. Вполне осязаемая величина.

Но что же происходит внутри самого сегмента AIO? Здесь, как и в любом сегменте, есть две составляющие — корпоративная и консьюмерская. Специфика корпоративной части состоит еще и в том, что кроме обычных офисных рабочих мест здесь присутствует теоретически очень значимый пул решений для удаленных филиалов, особенно распределенных точек обслуживания, информационных киосков и пр. Моноблок удобен в этом качестве. Правда, здесь стандартные AIO пересекаются со специализированными POS-терминалами и прочими подобными системами, но часть этого сегмента, безусловно, остается на откуп стандартным моноблокам.

Посмотрим на общую структуру продаж моноблоков. На рис. 2 показано, как распределяются продажи устройств по общей комплектации. Системы с дискретной графикой — это очевидно мультимедийные устройства, скорее домашнего типа. Системы с интегрированной графикой — устройства общего применения. Наконец, дешевые, как правило, малоразмерные устройства на компонентной базе среднего неттопа — платформа Atom или AMD Brazos (APU Fusion серии E). Это либо универсальные неттоп-моноблоки для дома и офиса, либо как раз оптимальное бюджетное решение для тех самых массовых удаленных рабочих мест. Приведенная сегментация, конечно, довольно грубая, и здесь в каждом случае много условностей, тем не менее некоторые выводы по ней сделать можно.

Рис. 2. Распределение продаж моноблоков по типу аппаратной платформы.

Начало 2012 г. — фактически точка формирования сегмента моноблоков как такового, с этого момента они становятся вполне стандартной позицией компьютерного ассортимента. Однозначно, главным направлением сбыта здесь изначально был ритейл. И было очень интересно — пойдут ли моноблоки на рабочие места? В дальнейшем действительно начинается некоторое развитие и младших технологических категорий, т. е. очевидно, что моноблок как «рабочая лошадка» начинает находить своего потребителя, и доля этого подсегмента увеличивается. Но уже в нынешнем году ситуация возвращается к начальной точке.

По-видимому, мы имеем дело с той самой просадкой общего корпоративного спроса, о котором уже упоминалось выше. Организации приступили к жесткой экономии, и рынок вынужден продолжать жить ритейлом. С другой стороны, мы помним и о том, что конец прошлого — начало этого года — период розничного кризиса из-за затоваривания рынка ноутов. Домашние системы просто временно перестали ввозить, на складах оставались более дешевые модели — они и продавалась. Все это вместе привело к такой вот картине — продажи моноблоков в организации развиваются в режиме «шаг вперед, шаг назад».

Что, впрочем, оставляет надежды на разрешение данной ситуации в будущем. Как бы то ни было, видно, что интерес к моноблокам как бюджетной альтернативы дешевым ПК имеется. В этом полугодии они составляли примерно 12% сбыта, а в прошлом — почти 20%. Это существенная величина.

Рис. 3. Распределение продаж моноблоков по диагонали экрана.

Главным техническим параметром моноблока является диагональ экрана. На рис. 3 в целом виден процесс постепенного смещения спроса к более крупным диагоналям. В качестве лидера сегмента AIO на российском рынке твердо укрепилась компания Lenovo. Также в пятерку лидеров * входят Acer, Apple, Asus и HP. Вместе пятерка лидеров за полугодие продала более 83% всех моноблоков.

Общий зачет

Что же касается рынка десктопов в целом, лидером здесь остается HP. Также в пятерку входят компании*Acer, Depo, DNS и Lenovo. Ведущая десятка игроков продала 48% всех десктопов. Для сравнения, по итогам аналогичного периода прошлого года этот показатель равнялся 43%.

* Компании перечисляются в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.