Анализ продуктового предложения спутниковых навигаторов на российском рынке

Марина Рожкова,

эксперт рынка ГЛОНАСС/GPS-навигации,

информационно-аналитическое агентство Марины Рожковой

Немного цифр

Российский рынок автомобильных спутниковых навигаторов неуклонно рос с момента своего зарождения в начале 2000-х вплоть до 2012 г. Так, по данным аналитической компании GfK, в 2011 г. в России было продано 1,43 млн таких устройств, а в 2012-м — 1,5 млн. То есть за последний год рынок вырос не более чем на 5%. Прогнозы на 2013-й год и вовсе отрицательные: большинство аналитиков сходится во мнении, что рынок впервые за долгие годы прекратит свой рост. Падение составит от 5 до 20% — более точных прогнозов пока нет.

Пятерка лидеров рынка за год не изменилась. Ее состав по состоянию на первый квартал 2013 г. следующий (данные компании SmartMarketing): Prestigio (31%), Explay (22%), Prology (13%), Lexand (10%) и teXet (8%). Новых имен на рынке навигаторов не появилось, просто потому, что его костяк давно сформирован, и выходить на него сегодня компаниям невыгодно — проще заняться смартфонами, планшетами или регистраторами, чьи продажи как раз растут.

Основная причина падения спроса на навигаторы — как раз популяризация бюджетных смартфонов и планшетных компьютеров на базе Android, которые также обладают навигационными функциями.

Эти устройства зачастую удобнее в эксплуатации и совершеннее с технической точки зрения. Например, в них устанавливаются более мощные процессоры, которые обеспечивают гораздо более высокую скорость работы, чем у навигаторов на устаревшей Windows CE. Кроме того, платформа Android поддерживает интерфейс «мультитач», дающий возможность масштабировать карту двумя пальцами, что весьма удобно; между тем классические GPS-навигаторы этого не умеют. Наконец, Android-устройства позволяют устанавливать навигационные программы «в два клика» без подключения к компьютеру.

Еще одна причина снижения популярности навигаторов — появление все большего количества бюджетных авто со встроенными навигационными системами (так называемыми in-dash). Такая опция предлагается и для топовых комплектаций иномарок стоимостью в районе 15 тыс. долл., и для отдельных моделей «АвтоВАЗа». Хотя, конечно, по уровню важности этой причине далеко до смартфонов.

Смартфоны — главные конкуренты

Почему же Android-устройства смогли повлиять на «навигационный» рынок только сейчас, хотя они существуют с 2007 г.? Все просто: именно в 2012 г. в России начался бум бюджетных смартфонов и планшетов. Если еще в 2011-м среднестатистический смартфон стоил в диапазоне 8–9 тыс. руб. и обладал экраном с диагональю в районе 3 дюймов (чего явно мало для навигации — диагональ навигатора в среднем составляет 5 дюймов), то теперь за 5 тыс. руб. можно купить модель с 4-дюйм дисплеем и даже более того. Так, Highscreen Yummy Duo образца 2013 г. стоит именно столько и располагает экраном с диагональ 4,3 дюйма. Такого размера уже вполне достаточно для комфортной навигации. А ведь существуют и недорогие аппараты с диагональю свыше 4–4,3 дюйма — в том же 2011 г., когда мы публиковали предыдущий обзор рынка навигаторов [1], трудно было поверить в грядущий рост диагоналей, но сегодня он стал реальностью. В продаже есть недорогие смартфоны с 4,5- и даже 5-дюйм дисплеями.

Если же взглянуть на классические навигаторы под управлением Windows CE, мы увидим следующую картину: среднестатистическая модель образца 2010 г. и модель образца 2012 г. практически идентичны. И при этом несовременны: типичный навигатор на Windows CE — это медлительное устройство с резистивным дисплеем, который не слишком четко обрабатывает пальцевые нажатия. У него 128 Мбайт встроенной памяти и процессор с частотой в районе 600 МГц, которого явно не хватает для обеспечения высокой производительности.

Между тем пользователи начинают приучаться к высокой скорости и внешним «красотам», которые гарантирует им Android в смартфонах и планшетах, и ... отказываться от покупки классических навигаторов.

Словом, на рынке навигаторов наблюдается застой, «расшевелить» который может только нечто кардинально новое. (Подчеркнем: именно «расшевелить застой», а не заставить рынок снова расти: спутниковые навигаторы в любом случае являются «вчерашней темой», и в их случае речь идет исключительно о замедлении падения спроса, а не о новом витке популярности.)

Этим новым, как мы и предполагали еще в 2011 г., могут стать навигаторы под управлением Android. Первый навигатор на платформе Android на российском рынке появился в 2010 г. — речь о модели GlobusGPS GL-850, которая, в силу сырости как самой операционной системы, так и конечного устройства, не снискала популярности. В последующие годы было выпущено еще несколько подобных устройств, однако и они не пользовались особенно высоким спросом: версии ОС Android до 2.3 включительно были оптимизированы только для смартфонов и не обеспечивали положительного пользовательского опыта в случае портативных спутниковых навигаторов. Резистивные сенсорные экраны, которые применялись в первых Android-навигаторах, вместе со слабыми процессорами также не способствовали росту популяризации подобных устройств — у них было слишком мало отличий от моделей на Windows CE. В конце 2011 г. была представлена платформа Android 4.0, рассчитанная на более широкий круг гаджетов: смартфоны, планшеты, ридеры, навигаторы. Учитывая достаточно долгий период адаптации новых версий Android для конкретных устройств, аппараты на Android 4.0 стали массовыми только спустя год — к осени 2012.

И вот теперь, в начале 2013-го, они приступают к «завоеванию» рынка. В настоящее время под управлением Android работают не более 3–4% моделей навигаторов, представленных на российском розничном рынке (см. таблицу).

Приведем несколько примеров подобных устройств. Линейка бренда Lexand сегодня включает три Android-навигатора — STA-5.0, STA-6.0 и STA-7.0 с диагональю 5, 6 и 7 дюймов соответственно. Все они снабжены гигагерцевым процессором, модулем Wi-Fi и экранами с поддержкой «мультитач», что позволяет масштабировать карты двумя пальцами.

Между тем Explay выпустил 7-дюйм навигатор Onliner1, особенностью которого является поддержка двух SIM-карт — он позволяет загружать данные о пробках на дорогах без применения внешних модемов и использовать навигатор в качестве мобильного телефона. Компания Prestigio ранее выпустила навигатор GeoVision GV5500 на базе Android 2.3, а в 2013 г. ее линейка пополнилась моделью GeoVision 7777 на Android 4.0 с 7-дюйм дисплеем.

Что касается ГЛОНАСС, то модели с поддержкой этой навигационной системы, появившиеся на рынке в 2011 г., за два года особого распространения не получили. Ничего удивительного в этом нет: каких-то сверхъестественных преимуществ российская навигационная система не дает. Да, несколько возрастает стабильность работы, но и только; ранее мы жили с одной лишь GPS, и ничего — никто не жаловался.
Так что переплачивать за поддержку ГЛОНАСС даже небольшие деньги (около 1 000 руб., а в ряде случаев и по 500 руб.) российские пользователи фактически отказались. Поставщики поняли сигнал рынка и при формировании своих линеек стали использовать в основном GPS-модели. По данным компании SmartMarketing, доля рынка ГЛОНАСС/GPS-навигаторов по итогам первой половины 2012 г. не превышала 3,8%. Есть основания полагать, что сегодня, спустя год, она еще меньше.

Программное обеспечение — это важно

Особняком стоит ситуация с программным обеспечением. Для установки навигационной программы в навигатор на Windows CE его нужно подключать к компьютеру, причем интерфейс и дизайн большинства навигационных программ для этой платформы заметно уступают их версиям для Android. Просто потому, что Windows CE не умеет работать с современными графическими технологиями. Для примера: версия программы «Прогород» для Android снабжается красивыми 3D-картами России с поддержкой объемных зданий и возможностью масштабирования жестами «мультитач», тогда как в варианте для Windows CE ничего этого нет. И это уже не говоря о том, что карты для «Прогорода» — как России, так и стран Европы — можно скачать с самого устройства по Wi-Fi, без утомительного подключения навигатора к ПК...

Еще один важный момент — для платформы Android выпущены бесплатные навигационные приложения «Яндекс. Навигатор» и «Google Maps Навигация», которые недоступны для навигаторов на Windows CE. Словом, выбор софта для навигации уже сегодня ощутимо шире именно в случае мобильной операционной системы от Google — она берет и количеством, и качеством, о чем уже сказано выше.



[1] См. статью «Навигаторы для отечественных водителей», «Бестселлеры IT-рынка», 2011 г., № 3, с. 74.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.