Итоги российского рынка информационных панелей


Василий Мочар, зам. директора ITResearch


В 2011-м и начале текущего года отрасль больших профессиональных панелей для аудио-визуальных систем была на взлете, демонстрируя протрясающие темпы роста, рекордные для этого сегмента. При этом, что крайне важно, в денежном выражении сами панели являются только относительно небольшой частью реализуемых программно-аппаратных комплексов. Дополнительное оборудование, ПО, а также услуги формировали очень значительный денежный поток, позволяющий неплохо зарабатывать как вендорам, так и всем уровням партнерского канала. К окончанию прошлого года это уже был достаточно массовый рынок, с большим оборотом, с полным основанием претендующий на звание отдельной важной высокотехнологической отрасли.

Однако любая благополучная ситуация не может длиться вечно, и после резких взлетов обязательно должны быть процессы консолидации на достигнутых уровнях и даже «просадки». И только затем уже возможны штурмы новых рубежей. На наш взгляд сейчас, в отрасли информационных панелей сложилась именно подобная ситуация. Невзирая на значительный спрос, он во многом еще латентный (скрытый), и над переводом его в реальные заказы еще предстоит много и много поработать. При этом для давления на заказчиков, способного дать новые волны роста, необходимы дополнительные вливания в рынок. Причем речь идет не только о промоушне, способном пробудить интерес в ранее незадействованных категориях покупателей, но и о развитии сервисных отделов и обучении специалистов, которые смогут обеспечить данный рост.

Несмотря на то что отрасль информационных панелей (ее часто называют Digital Signage, хотя это не совсем верно) состоялась как отдельный массовый рынок, текущие уровни еще относительно невелики, что делает их уязвимыми ко многим рыночным флуктуациям. В частности, потрясающий взлет в 2011 г. во многом был связан с реализацией одного масштабного проекта с одним из крупнейших банков, проводившем оборудование своей огромной сети филиалов. Такие мегапроекты, к сожалению, случаются не так часто, и в перерывах может спасать только отлаженный регулярный бизнес, состоящий из множества мелких (десятки панелей) проектов.

Сейчас основные целевые рынки для панелей можно разбить условно на три категории:

  1. Собственно Digital Signage — т. е. in-door-средства для информирования и рекламы в широком спектре приложений. Это самая объемная часть и самая, пожалуй, перспективная, поскольку здесь панели воспринимаются как инструмент получения денег (напрямую или косвенно), а также повышения конкурентоспособности бизнеса. Данный целевой сегмент потребляет как самые дешевые, так и продвинутые решения. Очень важно, что это во многом коммерческие заказчики, они пугливы и очень внимательно считают деньги. Поэтому его основным индикатором является инвестиционный климат в стране. С другой стороны, присутствие коммерческих заказчиков — это хорошо, поскольку образуется свободный рынок, где «нерыночные» механизмы выбора поставщика во многих случаях несколько нивелируются, и выигрывают реально лучшие предложения.

  2. Во второй целевой рынок условно можно объединить сферу образования и офисы. Здесь востребованы как стандартные информационные панели, так и все более востребованные интерактивные решения. Данный сегмент более инерционен и в целом менее чувствителен к деньгам, поскольку проекты здесь редко бывают большие.

  3. Ну и, напоследок очень важный «специальный» сегмент «больших решений», включающий в себя как стационарные решения (например, диспетчерские), так и разовые сложные решения (например, большие бесшовные панно на выставках или публичных мероприятиях). Это наиболее устойчивый к внешним конъюнктурным колебаниям сегмент, но количество таких проектов крайне ограничено, впрочем, как и компаний, способных их реализовывать.

Данный перечень приведен для того, чтобы показать высочайший уровень неоднородности российского рынка информационных панелей и его инерционность, существенно различающуюся в различных сегментах. Потенциал рынка просто огромен, однако задачи по его развитию крайне сложны, поэтому здесь не следует ожидать легкого линейного развития. Неизбежны циклы и, видимо, мы сейчас находимся как раз в точке окончания старого цикла и формирования нового (надеемся, роста).


Основные итоги и ожидания

В первом полугодии на российском рынке информационных панелей было продано 13,4 тыс. устройств на внушительную сумму 48,8 млн долл. За год рынок вырос на 34% в натуральном исчислении и на 45% в денежном.

При этом в течение полугодия наблюдалась очень неравномерная динамика. Во втором квартале рынок показал всего 4% роста в натуральных показателях, в то время как в первом квартале рост был на целых 88%. В первую очередь это связано с тем, что именно ровно год назад рынок инфопанелей начал взрывоподобно расти. И если в первом квартале текущего года сравнение шло с низкой базой, то во втором — уже с достаточно высокой. И чем дальше в лес (т. е. с каждым кварталом), тем обеспечение высоких темпов роста становится все более затруднительным: уж очень хороши были соответствующие периоды в прошлом году.

Во втором квартале можно было ожидать роста заказов со стороны мелких клиентов (бары, рестораны) в преддверии чемпионата Европы по футболу и Олимпиады. Но, к сожалению, в отличие от проекторного рынка, где наблюдался всплеск продаж (т. е. эта тема, видимо, сработала), здесь этого не произошло. Хорошим индикатором является уменьшение доли самых популярных и доступных небольших панелей, что традиционно показывает проблемы со спросом на массовой составляющей рынка. Возможно также, что этот сегмент покупателей по-прежнему в основном ориентируется на более доступные и привычные телевизоры, которые к тому же позволяют транслировать эфирные передачи, что облегчает их повседневное использование. Кстати, сейчас некоторые вендоры начинают выпускать на рынок «профессиональные телевизоры» именно для таких категорий заказчиков. Это достаточно дешевые устройства, пригодные для длительной работы. Возможно, именно здесь может развиться один из мощнейших импульсов для рынка больших профессиональных панелей.

В целом после паузы в 2008 г. (заказчики затаились в ожидании кризиса + выборы в России) и обвала в 2009 г. отрасль давно скомпенсировала все потери и ушла далеко вперед. По сравнению с «дном» (первое полугодие 2009 г.) произошло шестикратное увеличение. Следует отметить, что на текущий год мы ожидали продажи около 45 тыс. панелей, что составляло 45%-ный рост. На столь оптимистичный прогноз подталкивали почти 150% роста в 2011 г.: на фоне такой эйфории даже предсказание трехкратного падения темпов роста казалось сверхконсервативным. Однако текущая ситуация на рынке показывает, что достижение этих уровней уже практически нереально. Официальный прогноз мы будем давать уже ближе к концу года, но пока предварительно просматривается выход на отметку в 45 тыс. только по итогам 2013 г., что реализуемо при росте в следующем году примерно на 25%.


Структурные сдвиги

Одно из самых привлекательных свойств рынка панелей состоит в том, что здесь не происходит снижения средней стоимости устройств, как это бывает, например, на компьютерном рынке. Более того, временами наблюдается даже небольшой опережающий рост рынка (см. рис. 1) в денежном выражении, который в первую очередь обусловливается ростом размера панелей, а также популярностью устройств с тонкими рамками для видеостен, которые обычно дороже стандартных аппаратов. В целом средний показатель для рынка держится примерно на уровне 3300 долл., и это очень хорошая цифра, формирующая значительные денежные потоки и прибыли даже при небольших проектах.

4.gif

Рис. 1. Относительные темпы роста штучных и денежных показателей рынка.


Наиболее значимым структурным сдвигом следует считать кардинальную смену базовой технологии, по которой изготовлены сами информационные панели. Еще несколько лет на рынке доминировала плазма, однако в 2012 г. от ее остались только «следовые» количества. Плазма (сейчас ее поставляют только Panasonic и немножко Samsung) окончательно стала нишевым решением: по этой технологии изготавливаются только самые большие панели (вплоть до 152 дюймов).

Достаточно показательна также динамика диагональной раскладки (см. рис. 2). Общим местом является утверждение, что сдвиг в сторону больших размеров является естественным процессом, однако здесь это не совсем так. Пока самыми ходовыми остаются панели диагональю 40-42 дюйма, именно на них делаются массовые проекты, и резкое падение их доли (как в 2009 г.) означает, что рынок «болен». Однако в последнее время наметился новый мейнстрим, а именно — 46-дюйм аппараты. Очевидно, что уже к концу текущего года, если не будет глобальных проектов, этот типоразмер станет на рынке основным.

Маленькие типоразмеры стали нишевым решением: или для самых «бедных», или когда по габаритам ничего «не влезает». Вместе с тем, в связи с упоминавшимся зарождением направления «профессиональных» ТВ, здесь еще возможен ренессанс.

Падение в сегменте 50-54 дюйма обусловлено вытеснением плазмы (именно она была представлена в этом типоразмере), а на смену ей ожидается ЖК 55-дюймов. Эти решения уже достаточно доступны, и именно они видятся нам наиболее перспективными в качестве решений с высокой добавленной стоимостью.

5.gif

Рис. 2. Диагональные сдвиги на рынке инфопанелей в период 2007- 2012 гг.

Говоря о структурных сдвигах, нельзя обойти стороной и распределение господствующих разрешений. Для большей наглядности мы ограничились двумя точками, которые разделяет 5 лет. За это время полностью исчезли основные разрешения панелей — 852×480, в 2007 г. составлявшие половину рынка, и 1024×768 (еще более 20%).

Теперь рынок почти поровну разделен между разрешениями HD Ready (1366×768) и Full HD (1920×1080), причем если первое из них было значимо и пять лет назад, то второе тогда фактически только зарождалось. Скорее всего, Full HD и в дальнейшем будет планомерно увеличивать свою долю, однако его рост будет сдерживаться ценовыми факторами, а также востребованностью видеостен, где зачастую желательно использование панелей с меньшим разрешением.


Конкуренция

Одной из проблем рынка информационных панелей является слишком большая его концентрация между небольшим числом участников. Соответствующий индекс Герфиндаля только в 2008 г. опускался ниже отметки 0,18, которая является границей высокой степени монополизации рынка. С тех пор индекс только растет, а в 2012 г. достиг уже крайне серьезного уровня в 0,35.

Такое высокое значение индекса означает низкую интенсивность конкуренции. Когда рынок разделен между незначительным числом игроков, выбор у заказчиков и у канала становится более скудным. С другой стороны, это оборачивается большей рентабельностью бизнеса, чем лидеры рынка (Samsung, LG, NEC и Panasonic), видимо, очень удовлетворены. Второй эшелон довольно небольшой: Flame, Mitsubishi, Philips, Sony, Sharp, причем чувствуется, что каждая из этих компаний свои, достаточно скромные, планы выполняет без особых проблем.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.