Структура продаж на российском рынке проекторов


Сергей Денисов, эксперт ITResearch


Отрасль мультимедийных проекторов последние годы после кризисного обвала развивается очень уверенно. Темпы продаж перманентно растут, а ценовая эрозия находится в разумных пределах. Отрадно и то, что один из ключевых целевых рынков (сфера образования) отказывается от практики приобретения самых дешевых устройств в пользу более функциональных — короткофокусных и ультракороткофокусных, оснащенных дополнительными функциями, зачастую в связке с интерактивными досками.

В первом полугодии 2012 г. проекторы показали неплохой рост продаж в рамках верхней границы прогноза компании ITResearch: было продано 78 тыс. устройств, что на 37% больше, чем продажи первого полугодия 2011 г. Между кварталами продажи были распределены обычным образом, с небольшим усилением во втором квартале. Обычно начало года считается периодом слабой тендерной активности, но только не в этот раз: был замечен ряд крупных тендерных поставок проекторов, преимущественно — в сферу образования. Традиционно очень значительная часть продаж проекторов происходит в рамках тендерных программ. Закупки по этим программам распределены в течение года, но наиболее активно проводятся они в конце года в третьем и четвертом кварталах и в преддверии начала учебного года. В этом году было два события, изменивших привычный ход вещей: это саммит АТЭС, на который поставлялось большое количество тяжелых устройств, и летняя Олимпиада, перед которой многие клубы и точки общепита решили заменить проектор, или установить его, если раньше такового не было.

Высокая доступность оборудования на рынке постепенно превращает проекторы из «товара продавца» в «товар покупателя»: желания последних оказывают на рынок все больше влияния. Примером тому может служить постоянно проседающая средневзвешенная стоимость проекторов, — на способность устройств продаваться все больше и больше влияет цена.


Ценовые факторы

Пожелания клиентов видеть в ассортименте вендоров проекторы по цене десктопного монитора подвигли производителей создать сегмент дешевых устройств. В результате выбор проекторов дешевле 15 тыс. руб. сейчас составляет уже порядка 25 моделей (а год назад их было всего около 15-ти). Продажи таких устройств идут активно: очень многих покупателей останавливает высокая цена проекционного оборудования, отсутствие опыта его использования и боязнь разочароваться в покупке, а дешевый проектор позволяет приобрести навыки работы с такого рода техникой «малой кровью». Лампы для таких аппаратов в цене ничем не уступают более дорогим экземпляром, давая пользователю после окончания их срока службы серьезную пищу к размышлению: заменить аппарат целиком или только лампу за половину его стоимости?

Однако нельзя сказать, что востребованы только дешевые устройства. Основной потребитель проекционной техники — образовательный рынок, который предъявляет свои специфические требования к технике. Так, за последние полгода наблюдалась активизация закупок достаточно дорогой короткофокусной (и еще более дорогой ультракороткофокусной) техники, облегчающей работу с интерактивной доской или просто установку проектора в классе. Достаточно востребованы и проекторы среднего уровня ценой 15–25 тыс. руб., предлагающие помимо XGA/WXGA-разрешения и чуть лучших характеристик и ряд функциональных возможностей, исключенных из дешевой техники по маркетинговым соображениям. Также саммит АТЭС и Олимпийские игры в Лондоне заметно повлияли на структуру продаж, создав перекос в сторону инсталляционных проекторов среднего и высшего уровней. Благодаря этому, а также на фоне демпинга в четвертом квартале прошлого года средневзвешенная цена в первом и втором кварталах слегка выправилась. Динамика же по полугодиям стабильно нисходящая: средний проектор каждый год дешевеет примерно на 100 долл.


Структурные сдвиги

В течение последнего периода технологические тренды рынка остаются неизменными: это, прежде всего, альтернативные источники света, — лазеры и светодиоды и реализация преимуществ, которые они дают. Этот тренд развивается достаточно медленно — на продажи таких проекторов в 2011 г. пришлось не более 2% российского рынка. В дальнейшем мы прогнозируем ускорение темпов роста, поскольку в течение последнего года многие ведущие игроки представили свои лазер-светодиодные устройства, которые имеют хороший потенциал продаж.

Еще одним трендом выступает 3D-проецирование. «Активное» 3D сейчас присутствует во многих массовых DLP-проекторах вне зависимости от их цены, и сейчас активно проникает в кинотеатральные аппараты, как DLP, так и LCD (а также в плеяду «отражательных» LCD-технологий: LCoS, D-ILA, SXRD). В последнее время функцией 3D среди них оснащаются не только самые топовые устройства (ценой от 7 тыс. долл.), но и относительно недорогие аппараты среднего ценового диапазона. Строго говоря, 3D Full HD-проектор сейчас можно купить за сумму от 1200 долл. Это отражается и на структуре продаж: за год их доля в общей структуре продаж 3D-проекторов выросла на 214%. В абсолютном выражении цифра продаж мала, но все таки речь идет уже о тысяче высокоприбыльных устройств в полугодие.

Доля LCD-устройств стабилизировалась на уровне чуть выше 30%.


Формат изображения

Все проекторы можно разделить на широкоформатные и обычные. Как уже говорилось выше, рост продаж широкоформатных устройств на нашем рынке постоянный, но крайне медленный, и в целом он сильно отстает от роста остальных средств визуализации. С исчезновением с прилавков «квадратных» ноутбуков (а это произошло примерно в 2006 г.) и началом доминирования широкоформатных мониторов можно было ожидать значительный рост популярности и широкоформатных проекторов. Как видно из рисунка, этого не произошло: темпы развития сегмента остались прежними. Рациональных объяснений этому не так много, но весьма вероятно, что виной этому стоимость широкоформатных устройств, которые даже в исполнении WXGA продаются дороже своих XGA-аналогов в среднем на 30–40%. По всей видимости, потребители пока не считают, что 30%-ный рост в разрешении стоит аналогичной прибавки в цене. В течение последней пары лет тренд оформился чуть более явно, и по итогам первого полугодия 2012 г. доля широкоформатников составила примерно 15,5%.

6.gif

Динамика продаж проекторов с различным разрешением.

Стоит сказать и о Full HD-проекторах. Занимая нишу премиум-сегмента, они предлагают высокое разрешение за большие деньги. Среди таких проекторов большинство составляют кинотеатральные модели разного уровня (фактически, наличие Full HD разрешения — это единственное минимальное требование к проектору начального уровня для домашнего кинотеатра). Также такими матрицами оснащены и ряд инсталляционных моделей (зачастую это уже даже WUXGA модели). Full HD проекторы очень неохотно теряют в цене — их средневзвешенная стоимость опускается с той же скоростью, что и у рядовых XGA/WXGA-моделей, хотя этот процесс мог бы идти побыстрее. Порог вхождения также постепенно снижается: если очень постараться, то такой проектор в столице в интернет-магазине можно найти менее чем за 1000 долл. Их доля в продажах относительно других широкоформатных проекторов довольно стабильна, но ввиду меньших продаж абсолютные темпы прироста смотрятся не так внушительно.

Рынок проекторов сейчас переживает стадию, которая была на мониторном рынке примерно пять лет назад: товарное товарное предложение широкоформатных устройств, которое выполняет роль опережающего индикатора относительно объема продаж, постоянно растет. Продажи не успевают расти такими же темпами, но рано или поздно одеяло будет перетянуто в сторону широкоформатных моделей. На текущий момент суммарное количество WXGA- и Full HD-проекторов составляет 44% от всех моделей на рынке, и оно ежегодно увеличивается примерно на 6,5%. Уже через год их станет больше, чем традиционных проекторов с соотношением сторон изображения 5:4, и этот факт не должен остаться незамеченным.

В то же время интерес рынка к традиционным моделям сейчас находится на высоком уровне и не может ослабеть одномоментно

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.