Особенности выбора проекторов для различных приложений


Сергей Денисов, эксперт ITResearch

В данной статье выделены основные целевые рынки для конкурсных поставок проекторов и сформулированы общие требования к ним в зависимости от прикладной задачи и проанализировано, что реально предлагают производители и поставщики. При этом основной фокус сделан на вопросах технической составляющей тендеров, сервисно-логистические и тем более часто непубличные организационные вопросы тендерных поставок оставлены для других публикаций.


Тендеры коммерческие и государственные

Тендерные рынки B2B (Business to Business) и B2G (Business to Government) заметно различаются. В отличие от государственных тендеров, которые регламентируются законом ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», корпоративные закупки происходят значительно проще. Поскольку они находятся вне сферы интересов государства, ФЗ-94 к ним не относится.

Один из нюансов закона ФЗ-94 состоит в том, что он не позволяет выбирать поставщика и производителя оборудования. Как следствие, в коммерческих конкурсах на закупку проекторов поиску предложения с наименьшей ценой уделяется меньше внимания, в силу наличия возможности выбирать поставщика проекторов более важную роль здесь играют бренд-имидж вендора и репутация поставщика решения.

Следует также отметить, что проекторы часто поставляются в рамках общего тендера по оборудованию рабочих мест. В ряде случаев это может выливаться в преференции к компаниям, поставляющим сразу несколько компонентов под одной маркой.

Интересной особенностью данного технологического сегмента является то, что индивидуальные закупки проекторов пока по объемам много меньше их поставок в рамках более или менее крупных проектов, часто в составе комплексных систем. И такие поставки, как правило, осуществляются на конкурсной, тендерной основе.

Основные объемы проекторов в России закупаются в рамках бюджетных программ, по оценке экспертов, это около 55% продаж на рынке. Остальные приходятся на коммерческие фирмы, в том числе частично принадлежащие государству, а также на частных пользователей. Объем тендерных продаж проекторов в бизнес-сегменте намного скромнее, чем в государственном, и составляет около 15% всех проекторов, продаваемых в России.

Среди тех целевых рынков, в которых проекторы наиболее востребованы, выделяется рынок систем образования — самый массовый и активный, на котором, по оценкам экспертов, происходит порядка 70–75% тендерных продаж проекторов.


Целевые рынки и приложения

С чисто технологической точки зрения сценарий использования проекторов в госструктурах приблизительно тот же, что и в «обычном» бизнесе. Несмотря на несколько отличные условия поставок, круг устройств, востребованных в бизнес-применениях, приблизительно тот же, что и в образовании, ведь в основном выбор определяется только параметрами помещения, в котором проекторы устанавливаются. В зависимости от этого требуются устройства определенной яркости и разрешения, мобильные или для стационарного монтажа. Поэтому во многих случаях конкретные требования к тендерным проекторам для бизнес-применений можно почерпнуть из анализа прикладных задач для рынка образования — они очень похожи. Хотя, конечно, существуют и специфические бизнес-приложения для проекторов, о них будет сказано ниже.

Рынок систем для образования неоднороден, на нем бывают востребованы совершенно различные устройства, которые тем не менее можно сгруппировать в несколько основных категорий:

  • массовое оснащения школ, где проекторы часто используются как вспомогательное оборудование в мобильном режиме;

  • стационарно закрепленные проекторы для использования в обычных классных комнатах;

  • для использования проектора совместно с интерактивной доской;

  • для использования в помещениях среднего размера (актовые залы, аудитории);

  • для использования в больших помещениях (конференц-залы, поточные аудитории).

Критерии, по которым проектор можно отнести к той или иной группе, как правило, традиционны — это яркость светового потока, фокусное расстояние устройства, его масса, требования наличия особенного функционала (воспроизведение презентаций без ПК, сетевой доступ и др.) и стоимость.

Периодически требуются проекторы, имеющие особые функции — системы с «пассивным» 3D-режимом для использования с недорогими поляризационными очками, работающие без подключения к ПК (с картами памяти и флэшками), лазер-светодиодные проекторы (не нуждающиеся в замене ламп), с возможностью приема сигнала по проводной сети или по Wi-Fi и прочая экзотика. Встречается такое нечасто, и иногда подобные условия задаются в тендере для искусственного сужения круга возможных участников.


Массовые проекторы для школ

В небольших и средних тендерах на поставки проекторов в среднестатистическую школу (а таких, традиционно, большинство) определяющим критерием выбора является цена, в результате в закупку идут самые дешевые из проекторов, доступных на рынке. Это часто обусловлено, в том числе, и недостаточной осведомленностью заказчика о том, что ему реально нужно на данном этапе в силу отсутствия реального опыта использования проекторов и понимания их возможностей.

Другой сценарий закупки наиболее простых устройств — когда проектор используется несколько раз в год, а все остальное время хранится в учительской или кабинете директора. Действительно, в таком случае не имеет смысла иметь продвинутое устройство, здесь требуется лишь базовый функционал, и никаких специфических требований к продукции не предъявляется (кроме, возможно, яркости —было бы хорошо, если бы ее хватало на работу в затемненном стандартными шторами или жалюзи помещении). К массогабаритным показателям требований тоже никаких — донести стандартный проектор до класса сможет кто угодно.

Подобные проекторы могут использоваться и без экрана, поэтому и функция коррекции цвета поверхности может быть востребована, благо она есть во многих устройствах. Типичный портрет такого проектора: SVGA-устройство яркостью 2500–2700 люмен и весом от 2,2 до 2,6 кг. В основном они на базе технологии DLP, большинство поддерживают 3D. Стоимость — около 400 долл., по тендерным программам — еще ниже. Таких моделей проекторов на рынке полторы дюжины, основные игроки сегмента1 — Acer, BenQ, NEC, Optoma, Viewsonic, Vivitek, встречаются такие проекторы и у других производителей. Типичные модели этой категории — Acer X1111, BenQ MS500, Epson EB-S02.

В последнее время в связи с ростом числа осведомленных заказчиков растут продажи более современных XGA-проекторов. При не очень значительной разнице в цене они создают заметно лучшее изображение, что полностью оправдывает вложение дополнительных средств. Такие проекторы, как Vivitek D509, BenQ MX501 — наиболее типичные представители этой категории.


Оснащение классных комнат стационарными проекторами

В те школы, которые уже имеют успешный опыт периодического использования проекторов, часто закупаются стационарные решения. Это либо стандартные проекторы, либо короткофокусные, потолочного крепления. Как правило, такие проекторы используются с экраном.

Потолочное стационарное крепление заметно облегчает проведение урока, в котором задействован проектор — не надо сгонять учеников с первой парты (пересадка — 5 мин), на которую встанет (установка, подключение и настройка — еще 5 мин) взятый в учительской проектор (сходить туда и разобраться с бюрократией — еще 5 мин). Достаточно включить устройство и запустить контент. Обычно это XGA- или WXGA-проекторы массой не более 5 кг и световым потоком не более 4000 люмен. Стоимость устройств зависит от производителя и дополнительного функционала проектора и сильно колеблется — примерно от 550 до 1000 долл., но бывает и больше. Наиболее доступны DLP-проекторы с лампой обычной мощности (190–220 Вт или примерно 2000–3500 люмен), стандартным проекционным отношением, не имеющие возможности сдвига объектива — они оцениваются производителями приблизительно в 500-700 долл. применительно к XGA устройствам. WXGA стоят дороже — примерно от 700 долл. до 1000 долл. Сэкономить тут особо не получится ни на чем, кроме как на производителе. Как упоминалось выше, SVGA-проекторы брать не стоит — их разрешения уже недостаточно для многих задач.

Для оснащения классных комнат отлично подходят короткофокусные проекторы. Таковыми мы считаем все устройства с проекционным отношением менее 0,75:1. При их использовании учитель может перемещаться по территории, не уворачиваясь от луча проектора, вызывая этим смешки в классе. На российском рынке таких устройств немало — около десятой части всего предложения, или чуть более 50 моделей, они представлены в таблице. Средняя стоимость проектора — 1220 долл., если не брать в счет Laser-LED и интерактивные модели. Производство таких проекторов требует применения высококачественной оптики, которая заметно удорожает конечное устройство, поэтому средняя цена такого устройства весьма велика: 1340 долл. Так же, как и в предыдущем случае, использование WXGA-матриц заметно удорожает проектор, но уже не столь значительно. Светимость проекторов находится на том же уровне — от 2000 до 3500 люмен, и не отражается на стоимости проектора. Дороже проектор или дешевле — это сильно зависит от технологии (LCD дороже DLP примерно на 40%) и параметров объектива, прежде всего, от его фокусного расстояния и возможности его изменения. WXGA-проекторы не намного дороже XGA-аналогов, и при прочих равных предпочтительнее приобретать именно их. Все DLP-устройства, как правило, поддерживают активное 3D (его целесообразность в учебном процессе до сих пор под вопросом, поскольку очень велики затраты на активные очки). В этом сегменте конкурирует очень много производителей — практически все, кто производит проекторы и не ушел целиком в «домашнюю» нишу.


Оснащение классных комнат интерактивными досками. Интерактивные проекторы

Уже достаточно распространенным решением для современной классной комнаты можно считать интерактивную доску в комплекте с ультракороткофокусным проектором. Стоимость такого решения начинается примерно от 3 тыс. долл. и доходит до нескольких тысяч. Удобство решения столь же высоко, как и требования к квалификации учителя и к поведению учеников в классе.

Интерактивная доска заменяет собой традиционную меловую, позволяя как минимум полностью работать без известковой пыли и прилагая меньше физической силы, а как максимум — позволяет учителю создать свою собственную полную программу обучения и лишь год из года корректировать и адаптировать ее под новые требования Минобразования, реалии жизни и возможности софта. Недостаток решения кроется в том, что, даже имея перспективу сократить временные затраты на подготовку к уроку в разы, далеко не каждый учитель готов изучать непонятный для себя софт и менять привычные способы работы.

Ультракороткофокусные проекторы с расстояния в 74 см создает изображение шириной минимум в 2 м (проекционное отношение составляет менее 0,37:1). Есть и DLP-, и LCD-решения подобного толка, но LCD-проекторы, как правило, показывают себя лучше за счет отсутствия «эффекта радуги», утомляющего зрителей. В остальном проекторы такого типа — обычные по характеристикам добротные устройства со световым потоком 2500–3000 люмен и разрешением XGA или WXGA. Они часто имеют нетипичную конструкцию: оптическая схема такого устройства, как правило, предполагает наличие зеркала (асферического или плоского), которое отражает свет, исходящий от объектива и направляет его на экран, что и позволяет разместить проектор еще ближе к экрану. Аппараты такого типа часто имеют букву «U» в своем названии. Их выпускают многие компании, в основном — по нескольку моделей. Наиболее популярны в сегменте проекторы марок BenQ, Epson, NEC, Vivitek.

Такие проекторы требуют очень точной установки, регулировки и идеально ровного (желательно жесткого) экрана, поэтому в качестве переносных их использовать неудобно. Самый доступный ультракороткофокусный проектор (из находящихся в открытой продаже) стоит около 1440 долл., средняя же стоимость проекторов такого типа составляет 2060 долл.

Более доступной альтернативой интерактивным доскам служат интерактивные проекторы, которые превращают любой экран в чувствительную к касаниям поверхность, но, как правило, предоставляют пользователю меньше удобств: необходимо пользоваться специальным маркером или указкой, количество одновременных касаний ограничено двумя (у современных досок — четыре или даже больше), возможности софта намного ýже. По своим основным характеристикам такие проекторы редко отличаются от базовых моделей. Добавление функции распознавания касаний к короткофокусному проектору обходится пользователю в среднем в 470 долл. Добавка к ультракороткофокусному аппарату интерактива стоит порядка 1000 долл., а сама цена такого устройства находится в пределах 2–4 тыс. долл. Это заметно дешевле комплекта «сенсорная доска плюс проектор», но возможности таких решений намного меньше, чем при использовании полнофункциональных досок.

Стоит сказать и о том, что производители интерактивных досок часто продают свое оборудование комплектом «доска + проектор»: без проектора доска нефункциональна, так что его все равно необходимо покупать. Продажей таких вот комплектов занимается, например, компания SMART.

За последние несколько лет компьютерная грамотность стала одной из ключевых компетенций современного учителя, и отказ обучаться в этом направлении расценивается как показание к освобождению от должности. Минобразования взяло курс на омоложение педсостава, а молодые учителя должны владеть технологиями намного лучше тех, что родились в докомпьютерную эпоху. Уже сейчас практически все московские учителя обладают навыками работы на компьютере, эта тенденция распространяется и на регионы. Сейчас степень проникновения интерактивных досок в классные комнаты в средней школе в России, основываясь на консенсус-оценке экспертов отрасли, составляет 17%. В дальнейшем при сохранении макроэкономической стабильности их количество продолжит расти высокими темпами.


Помещения среднего и большого размеров

В случае если проектор необходимо установить в большом помещении — актовом или спортивном зале, рекреации, аудитории амфитеатром, то оптимально будет воспользоваться специализированным инсталляционным проектором. Требования к яркости светового потока устанавливаются индивидуально в зависимости от размера помещения, его освещенности, типа используемого экрана и так далее, и в наиболее распространенных случаях это яркие проекторы, с разрешением не ниже XGA. В случае, если изображение будет действительно большим, имеет смысл установить проектор с большим разрешением — детализация будет сохранена, и при просмотре с близкого расстояния изображение не распадется на пиксели.

Младшие представители инсталляционных линеек производителей мало отличаются от простых ярких проекторов, но порой этого бывает недостаточно. В залах с высокими потолками проектор часто монтируется на высоте нескольких метров, и он должен удовлетворять ряду условий: иметь защиту от пыли и сопутствующего ей перегрева, требовать как можно меньше обслуживания, создавая при этом очень яркий световой поток, иметь хороший набор входных интерфейсов, управление по локальной сети, развитую систему коррекции геометрии изображения — моторизованную оптическую и цифровую. Также при установке сильно помогает наличие сменной моторизованной оптики, которая сильно упрощает выбор места инсталляции.

Для большого помещения, будь то актовый зал, конференц-зал или поточная аудитория, требования приблизительно те же, что и для проектора для среднего помещения, только планка минимальной требуемой яркости тут расположена на уровне примерно в 6000 люмен, и требования по неприхотливости и долговременной надежности тут еще более актуальны: порой высоты стремянки может быть недостаточно, и замена лампы или фильтров может превратиться в настоящее приключение. В особо сложных случаях в условиях, когда надежность оборудования стоит на первом месте, проектору полезно иметь две-четыре лампы для бесперебойной работы. Требования к надежности и автономности накладывают свой отпечаток на вес оборудования: наиболее легкий из этих проекторов весит 11 кг. Подобных проекторов закупается не так много, но стоимость единицы начинается примерно с 3 тыс. долл. (а двухламповые аппараты оцениваются ближе к 5–8 тыс. долл.), что позволяет продавать устройства с хорошей добавленной стоимостью.

Как правило, оборудование актового зала школы проводится отдельным тендером, либо особо выделяется в рамках одного общего тендера по оснащению школы проекторами. Стоимость дополнительного оборудования и самой инсталляции также может быть очень большой, и такие проекты разрабатываются индивидуально.


Выездные презентации

Типичным бизнес-применением является проведение выездных презентаций. Здесь выделяются модели проекторов, которые удобны в переноске и которые можно быстро подключить и начать работу. Уже сейчас для таких целей иногда закупаются светодиодные проекторы — маленькие, не боящиеся тряски и не требующие мощного охлаждения. Подобные проекторы не востребованы в образовании: как правило, их световой поток не позволяет создать действительно большое изображение и презентацию можно провести только для весьма ограниченного числа лиц. Пока таких устройств на рынке мало; Если рассматривать проекторы в 200 люмен и выше, то это Acer K330 и K130, BenQ GP2 и GP10, NEC L50W, Optoma ML500, Viewsonic PLED-W500, Vivitek Qumi Q2 и Q52 — вот, собственно, и все. Если говорить о традиционных мобильных проекторах, то к ним можно отнести устройства с небольшим корпусом и массой менее двух килограмм (они и включены в таблицу моделей). Они, как правило, уже достаточно яркие, чтобы создать изображение в 2 м шириной в частично затемненном помещении. В круг проекторов для выездных презентаций стоит внести и линейку A проекторов Casio: они чуть тяжелее ламповых, но также очень компактны, плюс Laser-LED технология имеет ряд преимуществ при транспортировке устройства и его включении-выключении.

Есть ряд специальных задач, решаемых с помощью проекторов, — оборудование ситуационных комнат, планетариев, сшивки изображений из большого числа устройств, в том числе купольные и панорамные проекции, симуляционных тренажеров для обучения пилотов и операторов различного оборудования.

1 Здесь и далее по тексту перечисление производителей ведется в алфавитном порядке, если не указано иное.



Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.