Структура продаж на российском рынке планшетных ПК

Василий Мочар, зам. директора ITResearch


На рынке планшетов произошло интересное стечение многих факторов: выйдя на рынок, Apple iPad уже был и функционален, и надежен, и эргономичен, и при этом не так уж дорог! Получилось, что на волне разогретого интереса и на фоне большого количества лояльных пользователей «старых» продуктов компании, iPad отвечал чаяниям сразу почти всех потребительских групп (от новаторов до консерваторов). Это связано и с тем, что «тыкание пальцами» в экран, как оказалось, существенно легче усваивается старшим и самым младшим поколениями, чем использование клавиатуры и мышки, что позволило повысить общий уровень «компьютеризации» населения.

В результате вместо традиционно кривой жизненного цикла с небольшим начальным подъемом, затем спадом и затем неспешным ростом получился просто экспоненциальный рост продаж со слабо прогнозируемой точкой перегиба кривой.

Примечательно, что если на развитых рынках эти начальные процессы происходили в первую очередь благодаря iPad, и именно Apple снимала все сливки, то в России уже в конце 2010 г., когда планшеты только-только начали поступать на наш рынок, сразу несколько компаний включились в большую игру. Сначала это были Samsung и ViewSonic, а через год число игроков уже перевалило за 30 и пока только продолжает увеличиваться.

Такой внушительный пул компаний в 2012 г. уже предлагал огромное число моделей планшетов на разный вкус и цвет, и по разной стоимости, что только стимулирует рынок. Кроме того, в текущем году на рынок вышли по-настоящему массовые категории покупателей, для которых более всего чувствителен ценовой фактор, что приводит к ценовым войнам и обострению конкурентной борьбы. Фактически наблюдается некое повторение структуры «сотового» рынка, где потребности многомиллионных клиентов удовлетворяются оборудованием различных классов, и на самое продвинутое и дорогое предложение приходится закономерно ограниченная часть рынка. Это неизбежный процесс на всех локальных рынках, и Россия в нем оказалась одним из лидеров.


Основные итоги

Полноценный рынок планшетных компьютеров существует в России с начала 2011 г. и на протяжении исследуемых шести кварталов он растет практически экспоненциально (см. рис. 1). В первом полугодии 2012 г. было продано 1,18 млн планшетных ПК на 17,65 млрд руб. (или 570 млн долл.). Это в натуральном выражении на 4% больше, чем было продано за весь 2011-й год! И при этом впереди еще целое второе полугодие, которое обычно примерно в полтора раза лучше первого (сезонный фактор).

Стоит отметить, что цифры по году приведены без учета по-прежнему внушительного (около 120 тыс.) неофициального завоза, вызванного в первую очередь задержками с поставками Apple iPad New. (Это как экспертная оценка, так и данные массового опроса, проведенного компанией ITResearch в октябре текущего года среди розничных покупателей.) С другой стороны, мы пока включаем в рынок так называемые конвергентные книжки, которых, к счастью, пока немного. Они имеют ОС Android и практически полнофункциональны, как планшеты, но при этом производителями называются «электронные книги», часто имеют клавиши перемотки страниц на передней панели корпуса и в первую очередь предназначены для чтения электронных книг.

1.gif

Рис. 1. Динамика продаж на российском рынке планшетных ПК (в тыс. штук).


Структура рынка планшетных ПК имеет множество измерений. Все устройства на данный момент рационально распределять по категориям, используя следующие атрибуты: диагональ экрана, разрешение экрана, наличие/отсутствие модуля 3G, операционная система, ценовой диапазон. Другие характеристики в целом менее значимы или не носят дискретного характера. Например, распределять по весу не очень разумно, поскольку устройства потенциально разных групп, по сути, ничем не отличаются.

Наиболее очевидным технологическим атрибутом планшетов является диагональ экрана, которая определяет позиционирование устройства. В частности, «семидюймовики» — это маленькие аппараты, ориентированные строго на потребление контента, а «десятидюймовики», да еще с опциональной клавиатурой, по функционалу ничем не уступают нетбукам и могут генерировать контент.

Рынок планшетов еще очень молод и относительно невелик, поэтому он крайне чувствителен к производственным возможностям вендоров и к доступности продукции. Поэтому наблюдаются значительные колебания диагональной структуры (см. рис. 2). Если годом ранее 7-дюйм аппараты составляли более половины продаж, то за год их доля упала почти на 20%, которые примерно равномерно распределились между 9,7-10,1-дюйм устройствами и «промежуточным» типоразмером (7,7-9,4 дюймов).

Не исключено, что с недавним анонсом 7,9-дюйм mini iPad «промежуточные» планшеты существенно усилят свою представленность, или же нам просто придется скорректировать структуру рынка. Возможно, что такой аппарат будет выступать прямым конкурентом 7-дюйм устройствам других производителей. И вообще, стоит отметить, что стратегически данный анонс выглядит очень спорно.

Диагональные сдвиги и увеличение во второй половине прошлого года продаж «больших» планшетов приводили к существенному росту средневзвешенной стоимости устройств (см. рис. 2), но затем она вернулась к пока типичному для нашего рынка показателю — около 15 тыс. руб.

2.gif

Рис. 2. Динамика средневзвешенной стоимости планшетных ПК.

В целом по состоянию на лето 2012 г. продажи планшетных ПК почти равномерно распределились по трем ценовым диапазонам (рис. 3). Но очевидно, что наибольшими темпами должны расти продажи самых дешевых аппаратов, и их вклад будет только увеличиваться. Это связано как с необходимостью охвата ранее незадействованных категорий покупателей, так и с отладкой технологий и производства, позволяющих резко снизить себестоимость. В этих условиях ценовые войны неизбежны, на радость потребителей и на горе продавцам, которые будут перманентно терять маржу.

3.gif

Рис. 3. Структура продаж планшетных ПК по ценовым диапазонам (на лето 2012 г.).


Несмотря на резкий рост продаж в 2012 г., цифры могли бы быть еще большими, но многие уважаемые бренды не успевали справиться с таким значительным ростом спроса, особенно в предотпускной период, продукции не хватало, и продажи в значительной мере обеспечивали локальные бренды (часть из которых даже собиралась в России), тем более, что они работают в наиболее востребованной сейчас low-end-нише. На них к лету 20120 г. суммарно приходилось уже около трети рынка (в штуках), что очень много.

Компания Apple, взяв третьего дистрибьютора, к лету 2012 г. резко нарастила поставки. Однако даже при этом их хватило только на охват «всего лишь» трети рынка. Практически все остальное приходится на Android-решения, среди которых уже больше половины составляли устройства на 4-й версии данной операционной системы. На «младших» версиях Android пока выпускаются low-end-устройства или «промежуточные» планшеты (которые неясно, куда отнести: они могут называться даже электронными книгами, но фактически у них полный функционал планшета и есть ОС). На Windows по-прежнему приходится практически нечувствительная часть рынка, но с выходом 8-й серии, надеемся, ситуация изменится к лучшему. Но это уже в лучшем случае к концу текущего года.

Несмотря на то что на многих ведущих локальных рынках доминирует Apple, в России это далеко не так. Наш рынок планшетных ПК высококонкурентный, на что указывает значение индекса Герфиндаля ниже критического уровня в 0,18. Более того, данный индекс имеет выраженный тренд к уменьшению, что означает рост интенсивности конкуренции. В среднесрочной перспективе тренд может пойти немного вверх (если новый планшет Apple получит признание и усилит позиции компании), но затем вернется в плавно нисходящий тренд.


Прогнозы

Очевидно, что схема использования «или-или» (планшет или ноутбук) вряд ли станет основной, скорее, в длительной перспективе стоит ожидать «и-и», но на данный момент планшеты являются более желанной покупкой, и пользователи ноутбуков откладывают обновление своих аппаратов в пользу приобретения «прямо сейчас» планшета. Те, у кого не было мобильного ПК, также часто предпочитают в качестве первой покупки планшет. На этом фоне смертью храбрых пал сегмент нетбуков, и на их место стараются войти гибридные устройства-трансформеры. Примечательно, что этот класс формируется сразу с двух сторон: производители ноутбуков делают их похожими на планшеты, а производители планшетов оснащают их опциональными клавиатурами.

Стоит отметить, что до насыщения рынка планшетных ПК еще очень далеко, учитывая, что количество пользователей Интернета (а значит, потребителей контента) в России превышает 50 млн. По нашим ощущениям, первичный объем установленной базы планшетов будет состоять из 10 млн аппаратов. На этот уровень рынок должен выйти уже в течение ближайших трех лет. Затем планомерное увеличение до уровня 20 млн. Дальше посмотрим: зависит от функционала планшетов на тот момент и состояния экономики и социума.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.