Зарубежная аналитика


Ольга Воронова,

зам главного редактора

«Бестселлеров ИТ-рынка»

На сегодняшний день рынок программного обеспечения бизнес-аналитики — один из самых востребованных в мире, поскольку использование этого ПО стало в значительной мере определять успехи работы компаний. Феномен повышенного интереса к программам бизнес-аналитики и спроса на эту ИТ-продукцию характерен для организаций любого размера. В связи с этим данный рынок пристально исследуют ведущие аналитические мировые агентства. Регулярно изучают этот рынок компании IDC и Forrester.

Так, согласно исследованию компании IDC, опубликованному в июне 2012 г., мировой рынок программных средств бизнес-аналитики в 2011 г. показал рост в 14%, что выше даже достаточно сильного роста за 2010 г. (11.6%), который был переломным после 2009-го, подверженного общей рецессии. Объем мирового рынка в деньгах в 2011 г. составил 27,785 млрд долл.


IDC определяет данный рынок как совокупность различных программных инструментов и приложений, функционал которых — агрегирование, управление, организация, анализ, доступ и доставка данных, как структурированных, так и нет. Компания IDC делит рынок программных средств бизнес-аналитики на три основных сегмента: приложения управления производительностью и аналитические приложения (performance management and analytic applications), инструментальные средства бизнес-аналитики (business intelligence and analytic tools) и программные платформы хранилищ данных (data warehouse platform software).


Из этих трех главных сегментов самые быстрые темпы роста — на 15.2% за прошедший год — отмечены в сегменте ПО платформы хранилищ данных. Вторым по тепам роста стал сегмент аналитических приложений, показавший рост за год на 13.3%. Сегмент инструментальных средств бизнес-аналитики по этому показателю (13.2%) оказался на третьем месте.

Что касается тройки основных игроков рынка — а это компании Oracle, SAP, IBM, то все они в 2011 г. росли быстрее рынка, особенно это касается первой из них (см. таблицу).


Таблица. Топ-5 ведущих вендоров мирового рынка программных средств бизнес-аналитики в 2009–2011 гг.


В то же время IDC отмечает различную вовлеченность ведущих софтверных вендоров в рынок именно программных средств бизнес-аналитики. Так, если в бизнесе Oracle, IBM и Microsoft на это ПО приходится не более 25%всего софтверного бизнеса, то у SAP этот показатель в пределах 50%, а у таких компаний из первой десятки, как SAS, Teradata и MicroStrategy, — в интервале 75-100%.

Компания SAS по объемам продаж программных средств бизнес-аналитики занимает пятое место, это крупнейший из вендоров, который занимается исключительно данным направлением. Продолжает доминировать на рынке advanced analytics, контролируя на нем долю в 35.2%. Она также входит в топ-3 на рынках создания хранилищ данных (data warehouse generation), приложений сервисных опреаций аналитики (services operations analytic applications) и приложений CRM-аналитики.

Интересно также привести некоторые результаты исследования, проведенного компанией Forrester также по теме бизнес-аналитики, показывающие важность средств BI для бизнеса.

Так, на вопрос, как изменятся ваши расходы на BI и аналитику в 2012 г. по сравнению с 2011 годом, 48% респондентов сообщили о намерении увеличить их не менее чем на 5% (см. рис. 1).


Рис. 1. Большинство организаций в мире в 2012 г. увеличат расходы на BI


Кроме того, опрос показал, что для более чем половины организаций-респондентов увеличение использования BI, аналитики и инструментов поддержки принятия решений имеют высший приоритет. На вопрос, оцените степень приоритетности увеличения использования BI, аналитики и инструментов поддержки принятия решений в вашей организации в течение следующих 12 месяцев, 44% опрошенных указали, что в их компании этот вопрос имеет высокий приоритет, а еще у 17% приоритетность наивысшая. (рис. 2).


Рис. 2. BI — высший приоритет более чем в половине организаций


В то же время, согласно исследованию Forrester, зрелость использования BI в различных отраслях пока в лучшем случае ниже среднего.

Уровень проникновения инструментария на среднем предприятии крайне низок. Так, на 77% предприятий менее 20% сотрудников используют корпоративные BI. На вопрос "Какая доля сотрудников вашей компании использует традиционные приложения BI?"‖были получены ответы, изображенные на диаграмме рис. 3. Например, уровень проникновения BI в 19% отметили лишь 7-10% опрошенных.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.