Структура продаж на российском рынке оригинальных расходных материалов для настольных устройств печати


Юрий Бонкарев,

главный редактор

«Бестселлеров IT-рынка»,


Владимир Денисюк,

помощник эксперта ITResearch


Рынок расходных материалов для устройств печати1, похоже, восстановился после кризиса. Не по объемам, конечно, поскольку здесь он еще существенно уступает показателям, скажем, первого полугодия 2008 г. когда картриджей для устройств струйной и лазерной печати было продано на сумму более 677 млн долл. (тогда как в первом полугодии — только на 477 млн долл.) (рис. 1). Но рынок перестало лихорадить, после серьезного провала в 2009 и 2010 гг. он снова начал показывать рост. Причем и в натуральном, и в денежном выражении, и в струйном, и в лазерном сегменте.

Речь в данной статье идет о рынке оригинальных расходных материалов (РМ), другие важные составляющие — совместимые картриджи, перезаправка и нелицензионные РМ рассматриваются лишь в плане их косвенного влияния на сегмент оригинальной расходки.


Рис.1 Динамика объемов продаж на российском рынке РМ для настольных печатающих устройств.


Итак, в первом полугодии 2012 г. объем продаж оригинальных РМ в денежном выражении составил 477 млн долл., что на 4.5% больше, чем за первое полугодие 2011 г. Базовое сравнение, конечно, лучше делать в денежных показателях, поскольку картриджи разных типов весьма неравнозначны по цене. Это наглядно видно из структуры рынка оригинальных РМ по двум сегментам — струйному и лазерному (см. рис. 2).


Рис. 2. Структура продаж оригинальных расходных материалов по технологиям печати в натуральном и денежном выражении, H1’2012.


По объему продаж в натуральном выражении струйные картриджи намного превосходят лазерные, но в то же время основной доход в денежном выражении обеспечивают именно лазерные картриджи. Это связано с тем, что струйные картриджи обычно обладают гораздо меньшим ресурсом, и потребителям приходится чаще заменять их при активной печати. У лазерных же картриджей ресурс печати значительно выше, в результате их тратится меньше, но и стоят они намного больше струйных.

Текущее распределение рынка РМ между струйным и лазерным сегментом изменилась по сравнению с первой половиной 2011 г. незначительно, причем как в натуральном, так и в денежном выражении. Это объясняется высокой инерционностью данного рынка, зависящего от структуры установленной базы печатающих устройств, которая также довольно инерционна.

В то же время достаточно интересна внутренняя структура струйного и лазерного подсегментов.


Оригинальные картриджи для лазерных принтеров

Оригинальные расходные материалы для лазерных принтеров поставляют практически все компании — производители принтеров и МФУ. Однако, с учетом реальных объемов продаж, основной вклад вносит продукция около 10 компаний, остальных можно отнести в категорию «прочие».

Всего в первой половине 2012 г. лазерных картриджей было продано на сумму свыше 348 млн долл., что почти на 16 млн долл. больше, чем за тот же период в прошлом году, т. е. в процентах рост составляет около 5%. Однако по сравнению с благополучным первым полугодием 2008 г., когда лазерных картриджей было продано на сумму 510 млн долл., это, конечно, крупный недобор (рис. 3).

Лазерный сегмент составляет основу российского рынка оригинальных картриджей в денежном выражении. Общая доля проданных лазерных РМ составляет почти 73% дохода всего рынка РМ.


Рис. 3. Динамика продаж оригинальных РМ для лазерных устройств в денежном выражении.


Сегмент оригинальных РМ для лазерных устройств имеет свою тонкую внутреннюю структуру. В соответствии с типами печатающих устройств здесь можно выделить несколько подсегментов: монохромных картриджей для персональных устройств, устройств печати для малых и больших рабочих групп. Отдельную группу составляют цветные лазерные картриджи. РМ для перечисленных типов печатающих устройств сильно различаются по ресурсу печати и, соответственно, стоимости. В результате структура рынка в натуральном и денежном выражениях здесь также сильно отличается (см. рис. 4).


Рис. 4 Структура продаж на рынке лазерных картриджей в натуральном и денежном выражении, H1’2012.


Основной объем продаж приходится на картриджи для персональных устройств печати с относительно небольшим ресурсом печати (порядка 10-15 тыс. стр. /мес.), в основном такие картриджи используются в небольших рабочих группах и домашних офисах. Это — самый крупный подсегмент для монохромной лазерной печати, составляющий 58% всего рынка картриджей для лазерных принтеров и МФУ в натуральном выражении (рис. 4).

Наиболее дорогой продукт — картриджи для цветных лазерных принтеров и МФУ, напротив, занимает относительно небольшую долю в натуральном выражении (19%), а в деньгах его вес повышается до 26%.

За несколько последних лет рынок лазерных картриджей довольно сильно трансформировался. Значительно упала доля сегмента РМ для персональных устройств, уступив позиции главным образом сегментам цветных картриджей и картриджам для принтеров малых рабочих групп. Сегмент больших рабочих групп остается более-менее стабильным по доле на рынке лазерных РМ. Причиной роста продаж цветных картриджей можно считать рост популярности цветной печати в офисах. А вот рост сегмента малых рабочих групп, видимо, обусловлен нормализацией структуры печати в офисе. Раньше, к сожалению, наблюдалась практика использования персональных устройств в ненадлежащих местах. Большие группы эта практика не затрагивала, поэтому и доля этого сегмента в общей структуре довольно стабильна. По сравнению с тем же периодом 2011 г. структура сегмента лазерных РМ претерпела мало изменений (см. рис. 5).

Продажи в персональном подсегмете лазерных картриджей упали в натуральном выражении на 2%, в то же время традиционно продающиеся в значительно меньших объемах лазерные картриджи, ориентированные на средние рабочие группы, в этом полугодии выроси на 3%.


Рис. 5. Структура продаж на рынке лазерных картриджей в натуральном и денежном выражении, H1’2008.


Сейчас ситуация на рынке лазерных РМ стабилизировалась и вряд ли резко изменится в ближайшее время. Весьма вероятны небольшие (не более 1–3%) «взлеты» и «падения» в подсегментах персональных и малых рабочих групп, однако несомненно, что лазерные картриджи из персонального подсегмента будут занимать больше половины рынка лазерных РМ и в дальнейшем.

Такое положение вещей связано с тем, что в установленной базе лазерных устройств печати все еще доминируют устройства для домашнего пользования и небольших офисов, хотя, вполне возможно, в ближайшее время мы также сможем наблюдать небольшой рост (на 2–5%) в сегменте цветных лазерных картриджей, так как благодаря опережающему темпу роста продаж доля цветных лазерных принтеров и МФУ в установленной базе постоянно увеличивается. В целом динамика роста продаж этого сегмента рынка РМ сейчас небольшая, всего 2% относительно первого полугодия 2011 г.


Четверка основных производителей на рынке лазерных картриджей за год не изменилась. Сейчас наибольшим спросом пользуются оригинальные лазерные картриджи следующих производителей: Canon, HР, Samsung и Xerox2. Суммарный объем продаж этих компаний на первую половину 2012 г. составил 88% на всем рынке лазерной расходки. Как и раньше, лидером продаж является компания HP, в этом полугодии, по данным компании ITResearch, из пяти бестселлеров рынка лазерных картриджей четыре принадлежат HP. Также впечатляющие результаты показал картридж MLT-D104S/SEE компании Samsung, который во II квартале 2012 г. пробился на 2-е место в списке бестселлеров лазерных РМ. Более значимой причиной популярности названного выше картриджа Samsung могла стать более демократичная по сравнению с конкурентами ценовая политика компании: в то время как цены на остальные бестселлеры рынка лазерной расходки медленно, но неумолимо растут, в Samsung, наоборот, смогли немного снизить или оставить неизменной цену на свои РМ.


Мы провели анализ ценовой динамики в сегменте лазерных картриджей (рис. 6) с первого квартала 2011 г. по второй квартал 2012г. На графике отчетливо видно, что в самом крупном подсегменте — персональных лазерных картриджей — цены практически не менялись на протяжении всего этого времени, а в подсегментах лазерных картриджей для малых рабочих групп и цветных печатающих устройств цены даже выросли, причем значительно. Пожалуй, единственный подсегмент, который поддается эрозии цен, это — лазерные картриджи для больших рабочих групп, усредненная цена на которые сократилась в I квартале 2012 г. на 7%, а во втором — на 5%.

Рис. 6. Динамика цен на оригинальные лазерные картриджи по сегментам рынка.


Оригинальные картриджи для струйных принтеров

В сегменте РМ для струйных устройств печати ситуация более концентрированная. Здесь меньше поставщиков оригинальной расходки, фактически пять компаний: Brother, Canon, Epson, HP, Lexmark. Меньше и объем рынка, правда, как мы отмечали выше, только в деньгах.


Рис. 7. Динамика продаж оригинальных РМ для струйных устройств в денежном выражении.


Долговременная динамика (рис. 7) здесь примерно такая же, как в лазерном сегменте: до докризисных показателей 2008 г. еще далеко, но провал 2009 и 2010 гг. также пройден, и сейчас рынок находится на подъеме. По итогам первой половины 2012 г. объем продаж струйных РМ в денежном выражении составил 128 млн долл., что на 4% больше по сравнению с первым полугодием 2011 г.

Во внутренней структуре струйного сегмента также можно выделить отдельные группы картриджей: монохромные, цветные раздельные и цветные комбинированные.


Рис. 8. Динамика внутренней структуры сегмента струйных РМ в натуральном выражении, H1’2011-H1’2012.


Наибольший объем продаж в истекшем полугодии пришелся на подсегмент монохромных картриджей, доля которых за год выросла на 2%. А вот доля раздельных цветных струйных картриджей уменьшилась на 5%. Возможно, одним из факторов, повлиявших на этот спад продаж, стало активное распространение технологии СНПЧ (Система Непрерывной Подачи Чернил) на рынке струйных расходных материалов. В то же время в подсегменте трехцветных картриджей наблюдается небольшой рост, что, вероятно, связано с некоторым расширением установленной базы недорогих (ценой в 30–40 долл.) струйных принтеров от Canon и HP, которые активно используют эти картриджи для цветной печати.

Лидирующее положение среди вендоров здесь так же, как и в лазерном сегменте, у компании HP. В первом полугодии 2012 г. в пятерке картриджей — бестселлеров четыре модели струйных картриджей от HP. Стоит, конечно, отметить, что в пятерку лидеров попал картридж Canon PG-510Bk. Такую популярность данной модели можно объяснить тем, что принтеры PIXMA MP240 и MP260, использующие этот картридж, в свое время также были бестселлерами на рынке струйных принтеров и МФУ. Соответственно они составляют значительную часть установленной базы струйных принтеров, и наверняка еще полгода—год расходка для этих моделей будет весьма востребована.


Рис. 9. Динамика цен на струйные оригинальные картриджи по сегментам рынка.


Ценовую политику поставщиков оригинальных струйных картриджей также трудно заподозрить в уступчивости потребителю. Лишь в подсегменте комбинированных цветных картриджей можно заметить устойчивый ниспадающий тренд (рис. 9).

1 Имеется в виду сегмент настольных печатающих устройств, охватывающий массовые рынки домашних пользователей и офисную печать.

2 Здесь и далее компании перечисляются в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.