О стратегиях производства мобильных устройств в современном мире

Давайте разберемся — кто, как и где сегодня разрабатывает, а также производит мобильники, планшеты, смартфоны, регистраторы и так далее...

Компании, которые выпускают электронику под своими брендами, можно условно разделить на... Так и хотелось написать «на столько-то видов», но давайте не будем забывать, что черного и белого в мире не бывает, а есть только градации серого. Так же и с выпуском гаджетов: сегодня существуют тысячи методов доставки устройств из умов инженеров на прилавки магазинов, так что лучше просто приведем ряд примеров, наилучшими образом демонстрирующих эти процессы.

Как это делается

Итак, пока еще существуют компании, которые занимаются инжинирингом (читай — разработкой своих устройств с чистого листа) самостоятельно. Здесь на ум сразу же приходит Apple — уж кого-кого, а компанию Стива Джобса никак нельзя заподозрить в передаче разработки устройств «на сторону»: концепция абсолютно всех новых «айфонов», «айпадов» и прочих «ай-устройств» продумывается исключительно в Купертино. При этом стоит отметить, что компоненты для продукции Apple поставляют третьи конторы: за флэш-памятью калифорнийцы обращаются к Toshiba и Samsung, за экранами — к LG и так же Samsung... И это нормально и совершенно правильно: сегодня вовсе не обязательно строить свой небольшой заводик примерно за 8-10 млрд долл. для производства флэш-памяти (мощностей которого все равно не хватит, учитывая постоянно растущий спрос на «айфоны»), когда ее можно закупать у фирм, которые такие заводы уже давно имеют. Причем, закупать по самым низким на рынке ценам — благодаря все тем же громадным объемам.

Если говорить о производителях, поясним: ту же компанию Apple сегодня производителем назвать нельзя, так как она занимается фактически инжинирингом и выдачей техзаданий сторонним, тогда как за сборку ее мобильных устройств (да и немобильных, впрочем, тоже) отвечают тайваньские партнеры — Foxconn (крупнейший в мире контрактный сборщик электроники) и Pegatron (контора калибром помельче, но тоже ого-го). А вот Nokia — как раз производитель, так как у этой компании свои заводы еще остались, хотя основная масса «финских» мобильников сегодня производится не в Европе (Финляндия, Германия, Венгрия), как раньше, а где-то в Азии. Если лет 7 назад на корпусе Nokia 1100 можно было найти надпись Made In Finland, то ее «праправнуки» Nokia 1280 выпускаются, в первую очередь, в Индии. Ну, а трубки Nokia на базе Windows Phone 7 производятся в основном тайваньской компанией Compal (второй по величине после Foxconn в мире контрактный производитель электроники) — так... дешевле и практичнее. Тем более что тесные связи с тайваньцами у Nokia налажены уже довольно давно: помните нетбук Nokia BookLet 3G, прекрасное и единственное на 100% компьютерное (если, конечно, не считать мониторов Nokia, но не будем столь масштабно углубляться в историю) решение компании? Так вот, он практически полностью разработан в Compal... Нет, конечно же, финские дизайнеры потрудились (и весьма успешно!) над экстерьером данного нетбука, но вот за инжиниринг и подбор компонентов отвечали именно азиатские друзья финнов. Оно и понятно: желание выйти на рынок компьютеров у компании возникло, а вот необходимого для этого опыта у нее не было — так почему бы и не обратиться к знающим людям? Тем более что конечный продукт вполне соответствовал тогдашним стандартам качества продукции Nokia. Что касается «двухсимочных» телефонов Nokia, то их — есть у нас такое подозрение — также разрабатывали в тесной кооперации с азиатскими друзьями, да и тот же смартфон Nokia C7, по слухам из надежных источников, создавался в содружестве с Foxconn... В общем, Nokia, конечно, не Apple, но все же относится к «первой лиге»: чужие готовые продукты под своим брендом Nokia если и продает, то редко и в особых случаях.

Далее хочется сказать пару слов о Samsung: эта компания поистине уникальна, так как она выпускает до 70% компонентов для своих устройств самостоятельно (стоит отметить, что сегодня и показатель в 0% является нормой, а в 20% — уже подвиг). Сборка также осуществляется на собственных заводах корейского гиганта. Флэш-память, экраны, оперативная память, печатные платы, пластик и многое многое другое — все это Samsung делает сама. Хотя есть и исключения: казалось бы, Samsung является одним из крупнейших в мире производителей дисплеев, но в ноутбуках Samsung далеко не всегда стоят экраны и оперативная память родной компании... Зато сами ноутбуки — т. е. конечный продукт — Samsung разрабатывает все же самостоятельно, в отличие от той же Sony. Да-да, года-полтора назад один из топ-менеджеров японского концерна честно признался: мол, мы все понимаем, у линейки VAIO полно преданных фанатов, но отныне мы топовые модели будем разрабатывать самостоятельно, а вот всякий мейнстрим для несведущих брать у китайцев, дорабатывать, и... И это тоже будут VAIO, так как полный ширпотреб у китайцев мы закупать не рискнем. (Да и практически все бюджетные мобильники Sony Ericsson и LG разработаны вовсе не этими компаниями, а добрыми китайцами из безымянных контор.)

К слову, и Samsung не брезгует использовать в своих смартфонах ARM-процессоры nVidia, Qualcomm, Texas Instruments и Broadcom, хотя у корейской компании есть и своя линейка весьма совершенных чипов Exynos. Топ-модель Samsung I9100 Galaxy S II построена на решении от Samsung, а вот устройства попроще да подешевле — на платформах третьих компаний. Кстати, о третьих компаниях — производителях процессоров: что Qualcomm, что Mediatek занимаются разработкой высокоинтегрированных решений, в которых на одной плате сосредоточены процессор, «оперативка», все модули беспроводной связи, GPS-приемник, контроллер экрана, разъемы, встроенная память... В итоге получается, что компании — разработчики готовых устройств (в данном случае — смартфонов) порой могут позволить себе «играть» только с разрешением камеры, экраном аккумулятором, софтом да дизайном. Сравните те же Gigabyte GSmart G1345, LG Optimus Link Dual SIM да Highscreen Jet Duo — все эти «двухсимочники» на базе Android различаются только дизайном да парой-тройкой цифр в перечне ТТХ... В остальном это продукты на одной и той аппаратной платформе.

Еще пример: компания PocketBook принимает активное участие в разработке своих устройств, взаимодействуя при этом с... Ну, конечно же, с тайваньскими партнерами: Foxconn (да, это весьма плодовитая контора — она также собирает продукцию для Apple, Sony, Microsoft, Motorola, Acer и еще сотен брендов от мала до велика) и Nitronix. В PocketBook создается дизайн устройств, программное обеспечение для них, а также некий набор требований — к примеру, хотим видеть в ридере X экран с разрешением Y точек и диагональю Z дюймов, процессор на 800 МГц, а также модуль Bluetooth и заднюю панель из металла. Foxconn подбирает компоненты, создает образцы, показывает их PocketBook, та вносит свои правки, потом тайваньцы снова что-то «химичат», потом представители бренда снова что-то правят... Не обошлось и без казусов: модель PocketBook 301, разошедшаяся по миру тиражом в 250 тыс. шт., была весьма успешно «клонирована» целым рядом как зарубежных, так и отечественных брендов. Правда, их продукты, внешне неотличимые от легендарного 301-го, не имеют ничего общего с ним в плане ПО.

Другие стратегии также имеют право на жизнь

Есть и иные методы взаимодействия с той же Foxconn. У этого «сборочного гиганта» есть свои собственные линейки готовых устройств, которые предлагаются локальным, а иногда и глобальным торговым маркам. Нравится устройство? Покупайте и продавайте его под своим брендом. Такими методами не гнушаются даже монстры вроде Motorola и Acer.

А еще в природе существует Android-фон Highscreen Zeus 2009-го модельного года — первый в России смартфон на этой платформе с выдвижной QWERTY-клавиатурой. В Китае он продавался с ОС Windows Mobile (железо у «андроидфонов» и «виндофонов» практически одинаковое, так что для одной модели могли существовать прошивки с разными ОС) под названием Alcatel OT S988W (вы же в курсе, что европейцы к телефонам Philips и Alcatel давно не имеют практически никакого отношения?), а в ряде стран Европы и Азии — под названием Acer neoTouch P300, и тоже с Windows Mobile. Кстати, о Highscreen: смартфоны на базе Android Higshcreen Cosmo и Higshcreen Cosmo Duo разработаны и выпускаются тайваньской компанией Compal — той же самой, что в свое время создала нетбук Nokia BookLet 3G для Nokia.

Несколько слов о «каталогах готовой продукции китайских контор». В России сегодня существуют десятки фирм и фирмочек, которые с разной степенью успешности возят из Китая практически одинаковые с виду плееры, цифровые фоторамки, планшеты, навигаторы, ридеры и прочие мобильные гаджеты, предлагая их под своими торговыми марками. И здесь на первый план выходит специализация на конкретном направлении. Скажем, бренд Lexand занимается GPS-навигаторами почти три года, и эти устройства — основное направление его деятельности (хотя в природе существуют еще и ридеры и видеорегистраторы Lexand). Что это значит на практике? Хотя бы то, что технологические новшества в его устройствах зачастую появляются быстрее, чем у других брендов. Так, именно Lexand первым (одновременно с Explay) в мае 2011 г. привез в Россию ГЛОНАСС/GPS-навигатор, тогда как питерский бренд Texet, вполне успешно занимающийся сразу и планшетами, и навигаторами, и ридерами, и телефонами, и плеерами, пока вообще не имеет в своем продуктовом портфеле такого устройства. А вот марка Prology, сфокусированная на сегментах навигаторов и автомобильной аудиоаппаратуры, также располагает моделью с поддержкой ГЛОНАСС и GPS... В общем, тенденция понятна.

Вообще, если та или иная российская торговая марка давно специализируется на одном-двух-трех видах гаджетов, а не на всех сразу, то в большинстве случаев это говорит о ее давней дружбе с «правильными» китайцами. То есть ей едва ли вручат партию бракованных устройств, что, поверьте, бывает сплошь и рядом: скажем, Lexand или Oysters (это также «узкопрофильный» бренд — занимается навигаторами да планшетами) покупает тысячу беспроблемных навигаторов со своим шильдиком, в то время как конторе помельче и побеспринципнее продают отбраковку с ее логотипом за несколько меньшие деньги. В итоге в России всплывают внешне одинаковые устройства с разными надписями и ценниками, но экземпляры из первой партии прослужат своим владельцам долго, а вот вторые...

А вторые — как уж повезет. И ведь везет-то далеко не всем. Скажем, когда компания занималась по большому счету только ноутбуками да смартфонами, качество ее продукции было ощутимо более высоким, чем сегодня, когда в ее линейке присутствуют не избранные азиатские продукты, а буквально все подряд — от копеечных MP3-плееров до «безымянных» китайских планшетов, которые на том же eBay.com продаются за 50–100 долл.

Марина Рожкова, эксперт рынка мобильных гаджетов

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.