Российский рынок широкополосного доступа в интернет (ШПДИ) включает две составляющие: фиксированный доступ и мобильный Интернет. Причем вторая составляющая оформилась как значимый бизнес-сегмент сравнительно недавно, примерно на рубеже 2006/2007 гг. Однако уже в кризисный 2009 г. показатели прироста абонентской базы фиксированного и мобильного Интернета почти сравнялись, а в 2011 г., по прогнозу аналитиков, прирост мобильных пользователей будет в 1,5–1,7 раза выше, чем в сегменте фиксированного доступа.

Если говорить о доходах операторов, то и здесь мобильный сегмент выигрывает у фиксированного. В 2010 г. доходы провайдеров ШПДИ оцениваются на уровне 61 млрд руб., что примерно на 30% больше, чем в 2009 г. В то же время доходы от услуги мобильного Интернета оцениваются в 64,5 млрд руб., — на 55% больше, чем в 2009 г. Таким образом, уже в 2010 г. выручка операторов от услуг мобильного Интерента превысила выручку провайдеров фиксированного ШПДИ. И можно полагать, что в дальнейшем эта тенденция только усилится.

Трафик передачи данных в сетях мобильной связи быстро растет. По оценкам консалтинговой компании Advanced Capital, в 2010 г. он увеличился до 35 Пбайт, что в 2,5 раза превышает показатели 2009 г. А к 2012 г. прогнозируется рост трафика до 100 Пбайт. Данная тенденция имеет большой потенциал, достаточно сравнить уровень проникновения этой услуги в бизнес операторов: доля услуг по передачи данных в выручке операторов «большой тройки» по России составляет около 10%, в то время как у мировых лидеров этот показатель достигает 40-50%.

Ускоренная миграция пользователей на мобильный Интернет является сейчас, пожалуй, основной тенденцией отрасли, процесс подстегивается бурным ростом современных технологий мобильного доступа, ростом номенклатуры и возможностей клиентских устройств. В частности, коммуникаторы уже превысили по объемам продаж смартфоны, взрывной рост демонстрирует рынок планшетов, которые являются потенциальным лидером на роль устройства доступа в Сеть в самое ближайшее время.

Одна из причин бурного развития мобильного Интернета состоит в том, что потенциал сегмента фиксированного доступа приближается к насыщению, по крайней мере в столичном регионе. По оценкам компании J’son & Partners Consulting, на конец 2010 г. число частных пользователей ШПДИ в России достигло 19,1 млн, а по прогнозу на 2011 г. ожидается рост их числа до 22,6 млн. Уровень проникновения данной услуги составил в 2010 г. 35%, а в нынешнем году ожидается его рост до 41%. Это в среднем по стране. В Москве же уровень проникновения ШПДИ на конец 2010 г. приблизился к 75%, и, по мнению экспертов, московский рынок близок к насыщению.

Отсюда вытекает вторая важная тенденция отрасли — форсированное смещение ШПДИ в регионы. Реально сейчас рост рынка ШПДИ в сегменте частных пользователей происходит за счет регионов, на которые приходится около 80% новых подключений. За 2010 г. регионы отвоевали у Москвы и Санкт-Петербурга около 5% доли суммарной абонентской базы.

Среди технологических тенденций стоит отметить продолжение экспансии технологии ADSL в сегменте фиксированного доступа. На ее долю в 2010 г. пришлось около 50% рынка ШПДИ (рост на 7% к 2009 г.), в то время как на Ethernet приходится 42% рынка (данные Advanced Capital). Рост доли ADSL-подключений аналитики объясняют активностью МРК «Связьинвеста» в регионах.

В сегменте мобильного доступа пока превалирует 3G, во внутренней структуре которой доминирует технология W-CDMA/HPSA (80%), на долю CDMA 1x/ EV-DO приходится около 20% (данные J&P). Однако уже сейчас очевидно, что операторы «большой тройки» будут плавно мигрировать в сторону LTE, постепенно сокращая инвестиции в 3G. По заявлению министерства связи и массовых коммуникаций, в 2010 г. уже были найдены общие подходы к решению проблемы внедрения связи четвертого поколения, и после завершения испытаний в тестовой зоне 4G может быть объявлен конкурс на получение радиочастот. Обсуждается также проект ускоренного доступа ведущих операторов к технологии LTE на базе имеющейся инфраструктуры оператора Yota.

Достаточно явной тенденцией является активная консолидация рынка поставщиков услуг доступа в Интернет. По итогам 2010 г. топ-10 операторов контролируют 71% рынка ШПДИ в России (см. рисунок).

Доли операторов в сегменте частных пользователей

Однако в связи с реорганизацией «Связьинвеста» и передачей его МРК в «Ростелеком», а также активной скупкой операторами «большой тройки» региональных операторов, картина рынка уже в текущем году может существенно измениться.

Экспоненциальный рост мобильного data-трафика, обусловленный активной экспансией 3G, предопределяет заинтересованность мобильных операторов в интеграции с компаниями фиксированной связи, в первую очередь — с магистральными операторами, обладающими мощной сетевой инфраструктурой. Это позволяет удовлетворить растущие потребности в передаче данных и одновременно создает основу для развития мультисервисных и конвергентных услуг. В результате превалирующей бизнес-моделью может стать модель универсального оператора, исключающая деление бизнеса на мобильный и фиксированный.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.