Рынок коммерческих дисплеев (инфопанелей) очень специфичен по своей сути и неспециалисту может показаться темным лесом. Схожесть этих устройств с бытовыми плоскопанельным телевизорами нередко вводит интересующегося человека в ступор и вызывает вопросы типа «а почему так дорого?», «а куда втыкать антенну?», «а зачем такие тонкие рамки?».

Что такое инфопанель?

Под инфопанелями мы понимаем устройства именно для коммерческого применения, которые должны обладать рядом признаков, касающихся особенностей их эксплуатации. Как правило, подобные устройства используются в нежилых помещениях и вне них (общественные здания и сооружения, магазины, аэропорты, уличная инсталляция), где технике не всегда удается обеспечить надлежащие условия работы. Прямой солнечный свет, сквозняк, обилие пыли, чересчур высокая (или наоборот, низкая) температура, влажность – эти и многие другие факторы способны значительно сократить срок службы бытового, незащищенного устройства. Коммерческая эксплуатация предполагает также интенсивное применение – информационные табло обязаны работать без перерывов на обед, а иногда и на сон. Так, они должны быть выносливыми и, по возможности (и сама панель, и электроника, обеспечивающая ее функционирование) должны выдерживать без отказов работу в режиме 24х7. Необходимость выбирать место инсталляции с точки зрения повышения коммерческой отдачи зачастую приводит к тому, что панель устанавливается в ярко освещенном помещении, что предполагает эксплуатацию с большой яркостью изображения. Для повышения удобства использования панелей необходима возможность передачи видеосигнала несколькими путями, приемник должен обладать высокой чувствительностью, чтобы принимать аналоговый сигнал с удаленного источника. Одним словом, главными требованиями к устройствам является  их устойчивость к неблагоприятным условиям окружающей среды и возможность эксплуатации в широком диапазоне температур и влажности (возможно –пыле- и влагозащита). Дисплеи должны обладать незаурядной гибкостью в инсталляции, обеспечивать прием сигнала несколькими способами, обладать возможностью удаленного управления с единого пульта или включения в локальную сеть. Стоит упомянуть и о таких дополнительных требованиях, как наличие слотов расширения для плат, добавляющих нужные пользователю интерфейсы или даже наличие в своем составе встраиваемого ПК, очень узкие рамки по бокам экрана для создания «бесшовных» экранов.

Эти требования сильно влияют на итоговую стоимость устройства. При этом утилитарность дизайна порой заставляет неспециалиста думать, что это «плохой телевизор за большие деньги», в то время, как ТВ-тюнера в подобных устройствах, как правило, нет вообще.

Стоит заметить, что данный обзор базируется на информации аналитической компании ITResearch, которая производит регулярный мониторинг рынка панелей[1]. Соответственно, рассматриваются только те модели, которые имели реальные продажи в России во II квартале 2010 г. Если модель существовала в каталогах продукции производителя, но при этом не имела реальных продаж в течение последнего квартала, она не включалась в обзор.

Два типа экранов

С целью увеличения срока службы панели подобные дорогостоящие устройства должны оснащаться (надеемся, что так и происходит) специально изготовленными плазменными и ЖК-модулями, оптимизированными под длительную работу в условиях повышенной нагрузки, которые предполагают повышенную надежность и неприхотливость. Хотя во время зарождения рынка коммерческих панелей большинство устройств обладало плазменным дисплеем (ЖК-технологии не позволяли добиться нужной площади экрана при сопоставимой цене), сейчас наблюдается миграция в сторону LCD-решений, лучше приспособленных под требования отрасли по отображению статичного контента. На сегодняшний день большинство устройств (78% предложения) создано на базе ЖК-технологии, более устойчивой к выгоранию, нежели «плазма». PDP-решения занимают 22% предложения. На них в первую очередь специализируется компания Panasonic (она вообще не делает ЖК-панели для коммерческого применения), экраны такого типа есть также у Samsung и LG. Традиционно плазменные панели выпускаются в бОльших, чем ЖК, форматах, это справедливо и тут: большинство диагоналей коммерческих плазменных экранов лежит в области «42 дюйма и выше», а в области «свыше 60 дюймов» количество плазменных и ЖК-моделей уравнивается.

Несмотря на то что плазменные дисплеи традиционно считаются менее долговечными изделиями, нежели ЖК (в настоящее время этот минус больше репутационный, нежели действительный – вопрос недостаточной стойкости люминофора у PDP был решен уже довольно давно), они предлагают весомые плюсы в виде значительно большей яркости. При этом, однако, потребление электроэнергии у плазменных панелей также на 40-50% больше, чем у их LCD-аналогов той же диагонали.

Рис. 1. Структура продуктового предложения дисплеев по размеру диагонали.

Сегментация рынка инфопанелей

Размер экрана. Основная сегментация рынка инфопанелей проводится по размеру диагонали экрана. Продукция группируется на шесть диагональных групп, от 32-37 дюймов до 60 дюймов и более (см. таблицу и рис. 1). От этого параметра напрямую зависит и сфера применения, и цена, и некоторые эксплуатационные характеристики.

Как носитель информации, размер дисплея должен быть адаптирован под условия просмотра. Разумно предположить, что маленькие помещения требуют небольших панелей, в средних возможен монтаж средних и крупных решений, а большие залы предполагают наличия сверхбольших панелей или видеостен. Рынок коммерческих панелей предлагает покупателю диагональный ассортимент от 32 до 103 дюймов (в диаграммах и статье использована сегментация панелей по диагоналям, принятая в ITResearch). Наибольшее количество предлагаемых моделей находится в диагональных сегментах 42 и 46 дюймов – они составляют 38% от всего ассортимента производителей. Как показывают данные компании ITResearch по объему продаж, наиболее востребованы 40-42-дюйм панели. Компании Panasonic и Sharp в основном специализируются на больших решениях. У других вендоров специализация по диагоналям менее выражена, но все же можно сказать, что LG и Sony любят более «миниатюрные» решения.

Рис. 2. Стоимость одного дюйма полезной площади  в зависимости от диагонали, по типам дисплея (долл./дюйм).

Теперь поговорим о стоимости того или иного решения. Хорошим индикатором уровня цен можно считать стоимость одного дюйма диагонали монитора. Из полученных гистограмм (см. рис. 2) можно сделать несколько выводов. Первый из них – в среднем стоимость «плазмы» меньше стоимости ЖК. Второй вывод – панели свыше 65 дюймов в силу своей некоторой эксклюзивности, а также сложностей конструкции (требуется абсолютная жесткость при минимальном весе и толщине) перестают подчиняться линейному росту и «уходят в отрыв». В целом, рост удельной стоимости как плазменных, так и ЖК-дисплеев носит характер, близкий к экспоненциальному.

Другие технико-экономические характеристики инфопанелей

Разрешение. Для публичного применения панели этот параметр не всегда важен, все-таки, основная задача панелей – доносить информацию, а не обеспечивать реалистичность изображения. Для создания бегущей строки вполне достаточно и HD Ready-дисплея. Хотя главным трендом на рынке коммерческих панелей сейчас можно назвать переход на Full HD-разрешение, тренд этот во многом пассивен. Дело в том, что экраны для инфопанелей производятся на том же оборудовании, что и экраны для бытовых телевизоров, а там как раз доля Full HD неуклонно растет. Рынок коммерческих дисплеев не настолько велик, чтобы требовать отдельной оптимизации оборудования «под себя», и в итоге мы получаем панели с одинаковыми характеристиками (размер пиксела, диагональ, разрешение).

Особенности форм-фактора. Интересно также обратить внимание на такой параметр, как толщина рамок дисплея, он весьма хорошо отражает специфику рынка. Чем она меньше – тем, очевидно, лучшая видеостена получится из таких дисплеев. Из представленных в таблице 73 моделей только 14 пригодны для создания видеостен с малыми швами. В этом сегменте постарались поучаствовать практически все производители, за исключением компании Panasonic (которая, впрочем, предоставляет другой способ решения задачи – единственную на рынке 103-дюйм плазменную панель). Панели с узкой рамкой (как, в общем-то, и 103-дюйм гигант от Panasonic), несмотря на высокую стоимость, пользуются популярностью со стороны покупателей.

В сегменте решений для видеостен есть из чего выбрать. При необходимости иметь единое полотно высокой яркости без швов (разрешение здесь стоит не на первом месте) стоит использовать «цельный» Panasonic, хотя при его монтаже в помещении, возможно, потребуются и деструктивные действия (с целью увеличения дверных проемов). Если же речь идет о ситуационном центре, где важна не только площадь, но и рабочее разрешение, то имеет смысл обратиться к сборным стенам из нескольких панелей. Стоимость таких решений будет, вероятно, соизмерима, – сборная стена потребует более сложного монтажа и дополнительную аппаратуру, которая может оказаться даже дороже самих дисплеев.

Еще один важный конструктивный фактор дисплеев – это способность работы панели в портретной ориентации. Не все панели можно устанавливать в портретный режим, что связано, прежде всего, с особенностями охлаждения  дисплея и воздушными потоками внутри корпуса. Некоторые производители выпускают свои дисплеи в двух версиях под определенное расположение – ландшафтное или портретное.

Яркость. Этот фактор становится критически важным, когда речь идет о работе панели на улице. Помимо требований по устойчивости к атмосферным явлениям и перепадам температур (водонепроницаемый корпус с климатической установкой) дисплей не должен «слепнуть» и бликовать, сохраняя комфортность считывания информации. Да и в освещенных естественным светом помещениях эти требования сохраняются. Условиям работы на улице больше удовлетворяют плазменные панели, которые обладают несравнимо большей яркостью, чем ЖК. Также существует тенденция (для indoor-решений) к снижению максимальной яркости дисплея с увеличением его диагонали.

Энергопотребление. Это один из параметров, напрямую отражающих стоимость эксплуатации изделия. Существует множество факторов, влияющих на данный параметр. Если расположить их в порядке влияния на расход электроэнергии, мы получим следующую картину: диагональ дисплея, технология его изготовления, рабочая яркость, наличие дополнительных функций вроде установленного в дисплейном слоте расширения компьютера или плат с интерфейсами. Функция Wake on LAN, если она активирована в дисплее, увеличивает его потребление в режиме ожидания в 2-3 раза (условно – с 2 до 5 Вт/ч), о чем производители, как правило, честно заявляют. В нашей таблице мы привели данные о типовом энергопотреблении устройств, либо о расходе в пиковом режиме, если производитель не опубликовал типовое значение.

Возможности управления. Развитые коммуникативные возможности крайне важны для разветвленных систем, объединяющих десятки и сотни устройств. Если инсталляция проведена неудобно, не учитывала возможности расширения, то эксплуатация сети таких дисплеев может превратиться в пытку и повлечь совершенно неоправданные расходы. Так или иначе, базовыми возможностями по управлению обладают все продающиеся панели. У всех моделей реализована технология обмена данными по протоколу RS-232, это необходимый минимум для устройства, претендующего на звание дистанционно управляемого. Более продвинутые устройства могут быть включены в локальную сеть с присвоением им IP-адреса, что уже позволяет создавать удобные системы Digital Signage. Сетевой интерфейс позволяет «заправлять» все устройства сети контентом с одного операторского места, дает возможность мониторинга параметров дисплея и управления его состоянием. Дисплеи с подобным функционалом, как правило, оцениваются производителем заметно дороже.

Участники рынка

На российском рынке инфопанелей представлены восемь вендоров, объемы продаж которых можно признать значимыми. По данным компании ITResearch, по состоянию на лето 2010 г. на рынке продавалось 73 базовые модели, а с учетом их модификаций ассортимент превысил 80 устройств. 

Рис. 3. Доли компаний в формировании модельного предложения рынка.

Наиболее развитым предложением среди вендоров обладает компания Samsung, на чьем счету более четверти (27%) доступных базовых моделей (см. рис. 5). А если считать количество различных конфигураций, то компания Samsung будет занимать уже ровно треть от совокупного предложения всех вендоров. Далее, начиная с NEC и до Sony, доли вендоров плавно снижаются с 16% до 8%. Несколько отстает компания Mitsubishi Electronics с долей в 5%. Предложение компании Viewsonic ограничено одной недорогой моделью CD3200, которая по итогам первого полугодия имела хорошие продажи. Продажи инфопанелей Philips начались в середине лета 2010 г.

Рис. 4. Средняя цена панелей в сегменте 40–42 дюйма у разных производителей (долл.). 


[1] См. «Структура российского рынка инфопанелей». Аналитический отчет компании ITResearch.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.