Прошедший 2009 г., безусловно, останется в нашей памяти в первую очередь благодаря масштабному кризису. Однако этот год был далеко не равномерным, и если в первом полугодии действительно, день за днем, вплоть до лета, ситуация только ухудшалась и ухудшалась, то вторая его половина уже оказалась намного оптимистичнее, позволив всем игрокам, у кого был достаточный запас прочности, «оттолкнуться от дна» и даже в некоторых случаях укрепить свои позиции. Но так ли все стало хорошо? И не ждут ли нас новые потрясения?

Данный обзор посвящен итогам прошлого года на российском рыке ИБП, и мы постараемся проанализировать как динамику падения (и восстановления) рынка в целом, так и основные внутренние тренды, а также перспективы рынка.

В I квартале российский рынок ИБП обрушился почти на 50% по отношению к аналогичному периоду 2008 г. Это оказалось существенно больше падения в IV квартале 2008 г. («всего» на 42%). Но дальше было только «лучше». Как и во всех отраслях российского ИТ-рынка, рынок ИБП после тяжелейшего первого квартала продолжил падение. Натуральные показатели уменьшились почти на 56%, а денежные на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Однако, если второй квартал по абсолютным показателям в штуках был меньше первого, то в денежном выражении даже несколько обогнал его. Это явилось следствием того, что средневзвешенная стоимость ИБП выросла с 174 до 188 долл. из-за роста вклада on-line-решений: во второй половине прошлого квартала вследствие размораживания бюджетов пошли тендеры и корпоративный сегмент начал оживать. Розница же чувствовала себя особенно плохо, и массовая составляющая рынка тоже страдала, что приводило в итоге к увеличению доли легких ИБП и снижению средневзвешенной стоимости в целом по рынку (см. рис. 1).

В результате в первом полугодии всего было продано чуть менее 600 тыс. устройств на сумму всего 108 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. года рынок сократился на аномальные 52% в штуках и на 50% в долларах. Буквально в течение нескольких месяцев рынок упал на уровни 2004 г., потеряв завоевания всех прошлых удачных лет. Кстати, учитывая существенную девальвацию национальной валюты, в рублях падение было не столь катастрофичным, «всего» на 30%.

Вплоть до июня продажи перманентно падали, только затем рынок ИБП начал восстанавливаться. Третий квартал показал рост по отношению ко второму более чем на 40% в штуках. В денежном выражении рост был несколько скромнее — из-за структурных сдвигов в сторону легких устройств средневзвешенная стоимость снизилась с 188 до 177 долл. (см. рис. 1), и суммарные денежные показатели выросли за квартал лишь на 32% .

Но все равно ситуация оставалась достаточно тяжелой. Дело в том, что данный отскок в большей степени был обусловлен сезонным фактором (который традиционно силен на рынке ИБП), чем действительно дружным восстановлением рынка (см. рис. 2). Вместе с тем можно было отметить окончание паники среди потребителей и игроков, а также начало реальных отгрузок в тендеры. Способствовали также снижение ставки рефинансирования, удешевление денег и стабильно и аккуратно снижающийся курс доллара. В III квартале 2009 г. продано 410 тыс. аппаратов. Конечно, это гораздо лучше, чем во втором квартале, но в годовом исчислении все же наблюдалось существенное снижение продаж — на 47% в штуках, можно было надеяться на более активное восстановление рынка. Многие крупные клиенты восстанавливались медленнее, чем розница и мелкие компании. Именно этим объяснялись отмеченные опережающие продажи массовых ИБП.

И только заключительный квартал 2009 г. на рынке ИБП получился действительно неплохим. Было продано внушительные 575 тыс. устройств. на сумму 100 млн долл., что соответственно всего на 9,7% и 12,1% хуже аналогичного показателя 2008 г. Как и в третьем квартале, наблюдались опережающие продажи в массовом сегменте рынка ИБП, здесь продолжали действовать причины, отмеченные выше.

Рис. 1. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП

В конце 2009 г. рынок ИБП был еще в «минусе», но, учитывая, что все предыдущие кварталы показывали существенно более резкое падение, смена тенденции не могла не радовать. В целом второе полугодие 2009 г. было уже существенно лучше, чем первое. Здесь и продажи 985 тыс. устройств (на 65% больше, чем в первом полугодии). Здесь и не такая ужасная годовая динамика: «всего» минус 30,5% в штуках и 32% — в долларах.

Описанные колебания в течение 2008 и 2009 гг. хорошо видны на рис. 2, где показано действие сезонного фактора (на этом рисунке за 1 принята 1/4 часть объема годовых продаж) на рынке ИБП. В целом на российском рынке всегда самым слабым является первый квартал, затем продажи растут, чтобы взорваться всплеском в третьем и особенно четвертом квартале.

Рис. 2. Сезонный фактор на рынке ИБП (за 1 принята 1/4 часть объема годовых продаж)

Итоги же всего 2009 г. следующие: 1,58 млн единиц продукции на сумму 281 млн долл. В годовом исчислении рынок снизился на 40% с небольшим как в штуках, так и в долларах. (В рублях падение составило 25%). Соответственно, как видно из рис. 3, российский рынок ИБП откатился на уровень 2004 г., и выбираться отсюда он будет довольно тяжело. Ведь в планировании закупок часто используется принцип «от достигнутого».

Рис. 3. Динамика российского рынка ИБП (в штуках)

Здесь стоит сказать несколько слов о перспективах рынка ИБП, как мы их видим. Во первых, после столь масштабных просадок, во многом обусловленных психологическими факторами, следует ожидать достаточно значительной коррекции вверх. Об этом мы говорили еще в прошлом году, и результаты 1 квартала 2010 г., оказавшиеся примерно на 26% лучше уровней 1 квартала 2009 г., полностью подтверждают данный прогноз. Во втором квартале можно ожидать сопоставимой динамики в годовом исчислении. Однако во втором полугодии динамика роста будет уже далеко не столь значительна (это связано с тем, что само втрое полугодие 2009 г. было уже существенно лучше). Так что, если не будет новых экономических катаклизмов, по году можно ожидать роста рынка на 15-20%. Тем более, что первый квартал порадовал, и объемы продаж совсем не сильно отстали от уровней 2008 г. Мы, конечно, не ожидаем продаж 2,67 млн устройств (как в 2008 г.) но цифра в 2 млн уже не кажется столь уж недостижимой. Помешать исполниться этому прогнозу помимо макроэкономики может и некоторая «недоработка» производителей ИБП и их канала.

Что же касается среднесрочной и долгосрочной перспектив, то, если абстрагироваться от финансовых катаклизмов, мы ожидаем уверенного роста инфраструктурной составляющей рынка ИБП, что обусловлено общим трендом России к постиндустриальному обществу. Уже в 2011 г. можно ожидать полного восстановления поставок «тяжелых» ИБП и выхода на докризисный уровень.

С массовым рынком ИБП в долгосрочной перспективе далеко все не так радужно. Пока никаких чрезвычайных угроз не видится, поскольку есть очень значительная установленная база ПК и защищающих их легких ИБП. Однако ведущим производителям массовых ИБП уже сейчас можно порекомендовать обратить самое плотное внимание на владельцев ноутбуков и настойчиво пытаться формировать мнение, что работа на них также нуждается в защите посредством ИБП.

Лидером рынка в 2009 г оставалась компания APC by Schneider Electric, контролирующая немногим менее половины рынка в денежном выражении, но при этом в штучном выражении компания уже отдала лидерство Ippon. Планомерно снижается и доля компании в деньгах (что является неизбежным процессом на зрелом конкурентном рынке). Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке по-прежнему являются ИБП под торговыми марками* Ippon и PowerCom, также можно выделить CyberPower и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC наиболее ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton, GE DE, Delta Electronics и Emerson Liebert.

Кстати, конец 2009 г. был характерен тем, что структура рынка по производителям стала больше походить на докризисную: ряд вендоров, несколько отстававших в предыдущие периоды, сумели «воспрять» и начали показывать более типичные для себя объемы. Соответственно, доли вендоров-«тяжеловесов» несколько подравнялись.

* Здесь и далее компании перечисляются в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.