Одна из наших любимых тем — прорывные технологии, способные не просто дать толчок к увеличению продаж, но и стимулировать владельцев огромной установленной базы «устаревшего» оборудования к замене его на качественно новые устройства. В свое время в кино, а затем и в телевидении, революцией был переход от черно-белого к цветному изображению. Это явление было настолько кардинально революционным, что даже недавний переход от «трубки» к плоской панели (в телевизорах и мониторах) является феноменом меньшего масштаба. То же самое касается и перехода к цифровому телевидению, или, допустим, к LED-экранам. Не преуменьшая значимость этих прорывов, мы должны констатировать, что по своему влиянию на умы и привычки пользователей они «недотягивают» до настоящей революции.

Стоит отметить, что физика оптики уже многие десятилетия имеет в своем «загашнике» решения, способные обеспечить новый прорыв сопоставимого масштаба, но до недавнего времени о каком-то массовом и именно коммерческом использовании не могло быть речи. Понятно, что уже все догадались, что речь идет о формировании 3D, или же объемного изображения, позволяющего добиться качественного прорыва в восприятии картинки и динамичного изображения. Существует целый ряд оптических технологий, в принципе позволяющих обеспечить формирование 3D-изображения. Здесь и голография, и лазеры, и поляризация света с последующим расщеплением картинки на две — отдельно для каждого глаза, и активные системы на базе затворных очков. Именно на последние две технологии, пусть и не самые удобные (они требуют использования специальных очков), но наиболее легко реализуемые, сейчас и сделали ставку все мировые производители. Их преимуществом также является то, что с их помощью можно как демонстрировать изображение, снятое сразу несколькими камерами («настоящее» 3D), так и трансформировать в 3D обычную плоскую картинку («псевдо» 3D). За развитие данных технологий резво взялись как поставщики экранов и проекторов, так и производители аппаратных и программных средств.

Однако до самого последнего времени не удавалось запустить моду и сформировать массовый спрос на новые решения, и основной проблемой было непонимание пользователями тех преимуществ, которые может принести данная технология. И, как часто это бывает, свое веское слово сказал голливудский кинематограф. Безусловным прорывом является фильм «Аватар», который в текущем запуске (на осень запланирован дополнительный прокат) собрал более 2,7 млрд долл. по всему миру, причем значительную часть сборов обеспечили как раз 3D-залы кинотеатров. Мало того, что все кинопрокатчики бросились переоборудовать свои кинозалы для 3D, но и пользователи массово получили культурный шок и уже не мыслят просмотра блокбастеров не в 3D-формате. Понятно, что «распробовав» новую технологию, массовый потребитель захочет ее получить и на более бытовом уровне. Где же он может получить 3D-изображение? Ответ очевиден: в телевизорах, проекторах, информационных панелях, ноутбуках и мониторах. Но далеко не очевидна степень технологической «предрасположенности» каждого из этих сегментов к внедрению 3D. Также неясны реальная необходимость внедрения 3D и уровень «продвинутости» каждой из отраслей на этом пути. Для понимания текущей ситуации и формирования прогнозов развития каждой из упомянутых отраслей необходимо некое обобщение и анализ, чему и посвящена эта статья.

3D-телевизоры

Определенно наиболее сильно 3D-технология укрепилась на рынке плоскопанельных телевизоров и здесь же ожидается наиболее быстрый положительный эффект от ее внедрения. На коммерческом рынке 3D-телевизоры появились уже несколько лет назад. Формально говоря, за этим термином стоит некий маркетинговый ход. Ведь технологически для того, чтобы средство визуализации можно было называть «3D», необходимо и достаточно, чтобы оно обеспечивало частоту регенерации в 120 Гц (по 60 на каждый глаз). Старшие модели всех ведущих брендов уже могли работать в данном режиме, но соответствующие шильдики никто не вешал и о 3D как о драйвере рынка еще в прошлом году никто не говорил (все отрабатывали тему Full HD). Когда же случился «Аватар-эффект», тема 3D единомоментно стала определяющей на этом рынке.

Уже сейчас идет массированный перевод старших линеек устройств в 3D-нишу. Первыми на российском рынке стереотелевизоры предложили фирмы Samsung, Panasonic, Sony, другие производители тоже стараются не отставать от тренда. В связи с появлением этого движения у рынка телевизоров однозначно открываются новые горизонты: уже давно мы здесь не видели настолько явного отличия новых линеек от старых. Появление 3D-телевизоров на фоне такого затишья вполне может сыграть роль бомбы.

3D-движение однозначно приведет к росту продаж в топ-сегменте и, как следствие, повышению средневзвешенной стоимости телевизора и общего интереса к оборудованию.

3D-мониторы и ноутбуки

Рынок 3D-мониторов и ноутбуков пока крайне мал — сейчас уровень присутствия таких устройств не превышает долей процента от общего объема продаж. Например, по данным ITResearch, в России сейчас продаются всего три модели мониторов с поддержкой стереоизображения. Два из них имеют диагональ 22 дюйма и разрешение 1680×1050, один — 23,6-дюйм модель с разрешением 1920×1080. Ни один из этих мониторов не претендует на звание массового, каждая из трех моделей стоит в полтора раза дороже, чем аналогичные модели, лишенные поддержки 3D. Чуть лучше обстоит дело на рынке ноутбуков, но и здесь количество 3D-моделей можно пересчитать по пальцам одной руки.

Все эти устройства позиционируются как игровые решения высшего уровня. На данный момент их предложение и продвижение для вендоров — это во многом вопрос престижа и вряд ли оправдывает себя экономически, но перспективы здесь, безусловно, есть. Благодаря усилиям производителей видеоускорителей и поддержке со стороны программистов количество игр, в которых можно включить 3D-эффект, неуклонно растет. Соответственно, можно ожидать и повышения спроса на аппаратные решения, способные обеспечивать данную возможность.

Хотелось бы надеяться, что в ассортименте компьютерных игр появится хотя бы одна игра, которая задаст тренд перехода к стереоизображению — как в кинематографе этот тренд задали «Аватар» и несколько других известных фильмов и мультфильмов. Как показало наше недавнее исследование*, в России существует значительный рынок игровых компьютеров, и мы не видим непреодолимого барьера для того, чтобы в течение нескольких лет большое число игроманов не задумалось о переходе на 3D-изображение.

Очевидно, что на рынке массовых офисных решений объемное изображение не нужно и даже вредно: не надо вводить людей в искушение. Однако помимо игрового мира есть еще одна ниша, где 3D может быть востребовано. Это трехмерное моделирование, создание топографических карт, проектирование, черчение. Соответственно, необходимы будут и устройства, обеспечивающие исполнение данных задач. Но этот рынок никогда не был массовым.

3D-проекторы

В сегменте проекторов 3D, как и в телевизорах, тоже начинает завоевывать популярность, только несколько иным образом. Дело в том, что технически DLP-проекторы были достаточно оснащены для воспроизведения 3D и ранее (иными словами, имели частоту развертки в 120 Гц и более), и для активации скрытого функционала необходимы были только минимальные изменения в программной части аппарата. Что в последнее время и сделала значительная часть производителей DLP-проекторов, выпустив новые модели — наследники старых, со слегка измененным названием и поддержкой 3D. Ввиду простоты перехода к 3D, DLP-проекторы мало добавили в цене и продаются всего лишь на 5—10% дороже их 2D-собратьев. Это выгодно их отличает от телевизоров и мониторов, где за 3D-функции придется платить, платить и еще раз платить. Скорее всего, с течением времени все DLP-проекторы будут поддерживать 3D, за исключением самых дешевых моделей. Другой вопрос, насколько эта функция будет здесь востребована. Например, для домашнего кинотеатра несложно подобрать несколько пар очков, а вот более или менее массовая презентация сразу же столкнется с рядом технических сложностей, что будет сдерживать презентеров от внедрения подобных решений. Можно спрогнозировать, что по крайней мере в краткосрочной перспективе реальная востребованность именно 3D-проекторов будет достаточно ограничена. Фактически можно говорить о том, что их доля будет находиться где-то посередине между долями 3D-телевизоров и 3D-мониторов. Хотя все вышеизложенное не касается специализированных кинотеатральных проекторов.

Информационные панели

На данном уровне развития 3D-технологий этот сегмент наименее готов их принять. Сама его логика такова, что информационные панели предназначены для массы зрителей, зачастую просто проходящих мимо экрана. Очевидно, что никто не будет надевать на каждого из них специальные очки. Так что подождем, что покажут нам разработчики оптических технологий через несколько лет.

Выводы

Итак, следует признать, что модная тема 3D не является просто очередной шумихой, информационным поводом, позволяющим тем же журналистам написать много обзоров. За этим направлением — будущее, хотя и несколько туманное.

На рынке телевизоров с почти стопроцентной вероятностью 3D — это мощный драйвер роста уже в краткосрочной перспективе. На рынке проекторов 3D-технология вряд ли сделает революцию в ближайшие несколько лет (это не касается домашнего рынка, но он пока здесь мало значим, по крайней мере в России). Еще более скептично мы смотрим на 3D-мониторы и ноутбуки, хотя и здесь игровой мир достаточно силен и через несколько лет может стать массовым целевым рынком для таких решений. Мир Digital Signage пока, при существующем уровне развития технологий, оказывается в стороне от этого тренда.

* См. отчет «Российский рынок игровых ПК», аналитическая компания ITReseaerch, октябрь 2009 г., Москва.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.