О кризисе за последнее время не писал только ленивый. Но есть материалы, где без этого не обойтись никак. Данный обзор состояния российского рынка ИБП фиксирует итоги первого полугодия 2009 г., так что мы просто вынуждены проанализировать воздействие экономического спада на рынок в целом, на его основных игроков и на структуру продаж. При этом для лучшего понимания материала рекомендуем также ознакомиться со статьей «Кризисные качели» на с. хххх текущего номера «Бестселлеров», где показано влияние распределения российского ИТ-рынка по ключевым целевым группам на характер и силу восприятия кризисных явлений различными ИТ-отраслями.

Среди исследуемых нами ИТ-отраслей рынок ИБП является достаточно уникальным. Связано это с тем, что он фактически состоит из двух слабопересекающихся частей. Одна — это в чистом виде дистрибьюторский рынок маломощных устройств (на профессиональном жаргоне — «батареек»). Основные целевые рынки здесь: домашние пользователи, а также оснащение массовых офисных рабочих мест в организациях. Сюда же следует включать не просто традиционное двух- (или трех-) уровневое распределение, но и поставки по тендерам тех же легких (индивидуальных) ИБП.

Вторая часть — сугубо инжиниринговый бизнес, зачастую выходящий за рамки «классического» ИТ. Здесь работает много так называемых «электрических» компаний, создающих инженерную инфраструктуру целых зданий, и ИБП являются только небольшой частью системы энергообеспечения. Иногда такие проекты длятся годами, а то и десятилетиями: у крупнейших клиентов, например, у Сбербанка или Газпрома, обладающих разветвленной структурой филиалов, всегда найдется, что устанавливать и модернизировать. В данной части рынка ИБП помимо продажи самих устройств очень большое значение для бизнеса имеет сервисная составляющая, которая в принципе несколько более устойчива к экономическим катаклизмам.

Подобное строение рынка создает предпосылки к тому, что в нем часто должны наблюдаться структурные сдвиги, связанные с неравномерным развитием этих двух составляющих.

Итак, каковы же основные статистические результаты первого полугодия 2009 г.? Всего было продано чуть менее 600 тыс. устройств (см. рис. 1). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок сократился на аномальные 52%. На фоне всех предыдущих лет уверенного роста это выглядит просто катастрофой: в течение нескольких месяцев рынок упал на уровни 2004 г., потеряв завоевания всех прошлых удачных периодов.

Рис. 1. Динамика продаж на российском рынке ИБП (в натуральном выражении).

И пусть сейчас, подводя итоги третьего квартала, ясно, что рынок начал восстанавливаться, ситуация все равно остается достаточно тяжелой. Похоже, что отскок в большей степени был обусловлен сезонным фактором, чем действительно дружным восстановлением рынка. Вместе с тем можно отметить окончание паники среди потребителей и игроков, а также начало реальных отгрузок в тендеры. Росту способствовали также удешевление денег и стабильно и аккуратно снижающийся курс доллара.

Есть все основания полагать, что окончание 2009 г. будет не столь плачевным, однако на быстрое окончание надеяться не стоит. Мы опасаемся, что и бюджеты 2010 г. будут достаточно консервативными. При этом все же 2010 г. просто обязан быть ощутимо лучше года текущего. Объясняется это тем, что несколько предыдущих успешных лет создали достаточно внушительный установленный парк ИБП. Данная база неизбежно подвержена старению, и наша модель оценки вторичных продаж (на замену установленного оборудования) показывает существенный рост этой составляющей.

Упомянутые выше структурные сдвиги являются скорее правилом, чем исключением. Однако в первом полугодии натуральные и денежные показатели демонстрировали одинаково плохую динамику (см. рис. 2). В денежном выражении рынок ИБП оказался на 50% хуже результатов годичной давности, что всего на 2% меньше падения натуральных показателей. Это довольно неожиданный результат.

Рис. 2. Динамика темпов прироста натуральных и денежных показателей на рынке ИБП (по сравнению с предыдущим аналогичным периодом).

Домашние пользователи, избавлявшиеся в начале года от быстро дешевеющих рублей, скорее приобретали плоские телевизоры, чем ИБП. Соответственно, этот целевой рынок не смог оказать существенной поддержки продажам, и рынок ИБП в основном зависел от корпоратива, который просто встал из-за проблем с бизнесом, а также приостановки тендеров. Во втором квартале продолжилась та же история. В итоге падение опять было дружным, по всем фронтам, практически в унисон.

Кстати, следует отметить, что уже в третьем квартале, как только рынок начал восстанавливаться, первым «спохватился» именно массовый рынок, и продажи легкого оборудования были несколько более успешными, чем тяжелого. Как результат, средневзвешенная стоимость оборудования ощутимо снизилась: до 177 долл. с 188 долл. во втором квартале.

Если в штучном исчислении «легкое» оборудование (off-line и line interactive AS) является доминирующим на рынке ИБП (на него суммарно приходится более 90% продаж), то в денежном выражении его доля сопоставима с тяжелым оборудованием (см. рис. 3).

Рис. 3. Динамика структуры рынка ИБП (в денежных показателях).

Более глубокий анализ структуры продаж показывает, что составляющие рынка ИБП все же чувствовали себя не полностью идентично, и сопоставимость темпов падения денежных и натуральных показателей скорей явилась следствием того, что несколько факторов, действовавших противоположно, «погасили» друг друга (см. рис. 4).

Рис. 4. Сравнительная годовая динамика средневзвешенной цены и рыночной доли отдельных сегментов.

Прежде чем проанализировать данную диаграмму, напоминаем, что, несмотря на кризис и очевидное желание стимулировать продажи снижением стоимости, мы не наблюдали снижения стоимости самих ИБП. Поэтому наблюдавшиеся в отдельных сегментах изменения средневзвешенной стоимости в первую очередь были обусловлены другими факторами, в том числе — перераспределением долей между производителями.

В основном во всех сегментах наблюдалась своя динамика средневзвешенной стоимости и продаж, где-то они совпадали (снижаясь или вырастая), где-то действовали в противоположном направлении, суммарно «болтаясь около нуля». Выделяется только достаточно резкое увеличение доли сегмента легких on-line ИБП. Однако здесь нужно четко понимать, что это сам по себе достаточно небольшой сегмент, который просто упал немного меньше, чем остальные составляющие (отсюда и значительная эластичность и динамика доли).

Лидером рынка ИБП остается компания APC by Schneider Electric, контролирующая немногим менее половины рынка в денежном выражении. При этом в штучном выражении компания отдала лидерство бренду Ippon. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке по-прежнему являются ИБП под торговыми марками Ippon и PowerCom, также можно выделить CyberPower и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC наиболее ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton, GE DE и Emerson Liebert.

Следует отметить еще одну очень интересную закономерность прошедшего полугодия. В случае такого масштабного кризиса можно было ожидать, что некоторые компании не справятся с проблемами и резко потеряют свою долю, а то и уйдут с нашего рынка. Однако этого не случилось и интенсивность конкуренции продолжает расти. Это очень хороший признак для рынка в целом, хотя и не очень хороший для недавнего монополиста, от которого конкуренты планомерно продолжают откусывать кусочки доли.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.