В отличие от существенного снижения количественных показателей продаж, отмечаемых на рынке лазерных принтеров, развитие товарного предложения в этом сегменте продолжалось весьма активно и воздействие экономических неурядиц оказалось не столь заметным (процессы разработки и выпуска продуктов занимают длительный период времени, поэтому реализация производственных планов по новым моделям, скорее всего, началась еще до наступления кризиса).

В данном обзоре проводится анализ изменений в продуктовом наполнении рынка лазерных принтеров, произошедших с начала 2008 г. (времени публикации последнего обзора по лазерному сегменту). В таблицах приведены списки моделей в отдельных подсегментах, реально предлагавшихся на рынке в середине текущего года, а также некоторые из новых продуктов, появившихся уже во второй его половине.

Основные тенденции

Прежде всего следует отметить расширение номенклатуры товарного предложения — за прошедшие полтора года суммарное число монохромных и цветных моделей лазерных принтеров увеличилось на 20% и вплотную приблизилось к цифре 200 (в это число не входят различные модификации одной и той же базовой модели принтеров). Наряду с общим количественным ростом произошло и существенное обновление предлагаемых моделей. За рассматриваемый период на рынке появилось более 120 новых продуктов, а на долю ранее выпущенных моделей принтеров теперь приходится лишь около трети товарного предложения.

Одной из самых заметных и устойчивых тенденций в лазерном сегменте остается повышение производительности устройств. При этом выпускаемые более скоростные модели зачастую предлагаются в том же, или даже более низком ценовом диапазоне, что и заменяемые ими продукты, способствуя тем самым процессу эрозии цен. Расширение модельных линеек вендоров сопровождается более точным позиционированием новых продуктов на различные группы потребителей.

Общий сдвиг в сторону производительных устройств достаточно наглядно отражается в динамике товарного наполнения рынка в разных категориях лазерных принтеров (см. рисунок). По сравнению с началом 2008 г. количество предлагаемых моделей наиболее заметно выросло в подсегменте монохромных принтеров для средних и больших рабочих групп производительностью свыше 30 стр./мин.

Рисунок. Динамика количества моделей в различных категориях лазерных принтеров.

Монохромные принтеры производительностью до 20 стр./мин

Этот подсегмент рынка, в котором сосредоточены самые массовые по объему продаж и по охвату различных категорий потребителей персональные принтеры, тем не менее оказался единственным, в котором продуктовое предложение сократилось. Еще в 2008 г. сошли с рынка последние 12-страничные модели Canon и Hewlett-Packard, в течение длительного времени входившие в число бестселлеров рынка, а с начала 2009 г. прекратили поставки 20-страничных моделей компании Kyocera и Lexmark, в продуктовых линейках которых остались только более производительные принтеры. Только одна модель в начальной категории осталась у компании Brother, также сделавшей в своей продуктовой политике акцент на более скоростные принтеры.

Всего в нижней категории лазерных принтеров в настоящее время представлены продукты восьми производителей (табл. 1), причем в линейках большинства из них присутствует только одна (кроме Brother это Canon и Xerox) или две (Epson, Konica Minolta, Oki, Hewlett-Packard) модели.

Табл. 1. Принтеры производительностью до 20 стр./мин

В то же время здесь продолжается продуктовая экспансия компании Samsung, которая с самого выхода на рынок устройств печати сделала ставку на принтеры для массового пользователя.

По сравнению с предыдущим поколением персональных принтеров, для новых моделей в целом характерны меньшие габариты и вес и более скромные ресурсные характеристики (максимальный месячный объем печати, емкость лотков подачи бумаги и ресурс картриджей). Большинство моделей данной категории предназначены только для индивидуального использования и не оснащаются сетевым интерфейсом даже опционально.

Более простая конструкция и пониженные ресурсные характеристики (а также уменьшенная емкость стартовых картриджей в комплекте поставки) позволяют сохранять стоимость новых, более скоростных моделей на том же уровне, или даже ниже, чем заменяемые ими принтеры. В текущем году впервые средняя розничная цена отдельных моделей персональных лазерных принтеров устойчиво опустилась ниже «психологической» отметки в 100 долл.

Монохромные принтеры производительностью 21–30 стр./мин

В этой категории сосредоточены в основном модели, предназначенные для малых рабочих групп, а также персональные офисные принтеры для пользователей с интенсивной печатью. Помимо роста общего числа представленных в ней продуктов произошло заметное их перераспределение в сторону более производительных принтеров. В настоящее время почти половина моделей обладает скоростью печати 28–30 стр./мин. В данном подсегменте заметно выросла доля принтеров, штатно или опционально оснащенных модулем дуплексной печати, причем среди моделей производительностью свыше 24 стр./мин теперь почти все обладают возможностью двухсторонней печати (табл. 2).

Таблица 2. Принтеры производительностью 21-30 стр./мин

В целом можно отметить более целенаправленное позиционирование принтеров данного скоростного диапазона на малые рабочие группы с невысокой и средней интенсивностью печати. Продолжилось «расслоение» продуктов по потребительским группам с разными требованиями к скорости и объемам печати. В частности, возросла доля моделей нижнего ценового уровня, обладающих скоростью 22–24 стр./мин и ограниченной функциональностью. Теперь самые доступные принтеры можно приобрести по цене ниже 150 долл. В подсегменте более производительных устройств (26–30 стр./мин) заметно обновились линейки у всех ведущих вендоров.

Монохромные принтеры производительностью свыше 30 стр./мин

В сегменте принтеров для средних и больших рабочих групп был отмечен самый высокий рост товарного предложения (табл. 3). По сравнению с началом 2008 г. количество моделей увеличилось почти в полтора раза, причем особенно активно вендоры расширяли свои продуктовые линейки скоростными принтерами формата А4, которые оказались наиболее востребованными в офисах благодаря лучшему соотношению цена/качество.

Таблица 3. Принтеры производительностью свыше 30 стр./мин

Почти полностью обновила группу своих «узких» принтеров компания Hewlett-Packard и заодно расширила границы скоростного диапазона, выпустив первую на рынке 60-страничную модель (LaserJet P4515). Среди трех других производителей, традиционно ориентированных на бизнес-пользователей, больше всего новинок появилось у Lexmark, причем все они имеют формат А4, в то время как в линейках Kyocera и Xerox оба формата представлены почти одинаково. Следует также отметить появление в монохромном сегменте четырех высокопроизводительных моделей компании Ricoh, которая прежде предлагала в основном цветные принтеры.

Цветные принтеры

Как и все последние годы, цветные принтеры по-прежнему остаются самой многочисленной продуктовой группой лазерного сегмента, и в настоящее время на нем предлагается свыше 90 моделей — почти половина всего товарного наполнения рынка (табл. 4).

Таблица 4. Цветные лазерные принтеры

Практически все производители лазерных устройств продолжают активно продвигать цветную печать в офис, делая ее все более доступной по стоимости даже для небольших организаций и частных лиц. Как и в сегменте монохромных принтеров, основными тенденциями в развитии цветных устройств являются повышение производительности и дифференцирование продуктов по различным группам потребителей.

Среди структурных изменений в цветном сегменте наблюдается значительный рост числа однопроходных моделей формата А4 со скоростью печати 20 стр./мин и более при одновременном сокращении предложения в категории менее скоростных устройств, особенно в категории четырехпроходных принтеров. Численность последних сократилась почти вдвое. Тем не менее востребованность многопроходных устройств (которые благодаря достаточно высокой скорости черно-белой печати могут совмещать в себе функции и цветного, и монохромного принтера) остается весьма высокой, особенно в небольших офисах и среди домашних пользователей.

В последнее время заметные изменения произошли в наиболее консервативном сегменте полноцветных принтеров формата А3. С начала 2008 г. количество представленных в нем моделей увеличилось в полтора раза при одновременном обновлении линеек у большинства вендоров, выпускающих такие устройства. Однако одним из самых важных сдвигов в продуктовой политике производителей можно считать появление моделей формата А3 нижнего ценового уровня, ориентированных на гораздо более широкий круг потребителей, чем традиционные профессиональные пользователи полноцветных аппаратов.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.