Цифровые фотокамеры

Падение рынка фото зародилось еще во втором полугодии, а точнее — в IV квартале 2008 г. Но все-таки недостаточное осознание населением сложной экономической обстановки вкупе с приближением новогодних праздников временно сгладило картину рынка фото: спад в IV квартале 2008 г. относительно аналогичного периода предыдущего года составил 21% в натуральном исчислении. В первой половине 2009 г. падение усилилось: I и II кварталы показали снижение спроса 30 и 39% в натуральном исчислении относительно аналогичных периодов 2008 г. В итоге рынок первого полугодия недотянул до отметки 1,5 млн фотокамер, и это оказалось не только на 35% ниже результата первого полугодия 2008 г., но даже на четверть меньше, чем было продано в аналогичном периоде 2007 г. (около 2 млн шт., см. рис.1)

В деньгах рынок составил 343 млн долл., и этот показатель оказался ниже прошлогоднего почти вдвое. Несложно догадаться, что в непростое время основные продажи делались на недорогих моделях.

Рис. 1. Динамика российского рынка цифровых фотокамер в натуральном выражении.

На рис. 1 показаны объемы продаж каждого полугодия, начиная с 2007 г., и разница между соответствующим полугодием и аналогичным периодом годичной давности (не путать с предыдущим полугодием).

Тройка лидеров (по продажам в натуральном исчислении) осталась прежней: Canon, Samsung, Sony*. Изменился только лидер — на первое место вышла компания Samsung. Вероятнее всего кроме дальнейшей популяризации продукции Samsung и Sony сыграла роль и реструктуризация управления Canon (заключающейся, в частности, в передаче больших полномочий московскому офису компании). Возможно, она и даст положительные результаты в будущем, однако в первом полугодии на руку единоличному лидеру прошлых нескольких лет это не сыграло.

Не изменилась и вторая тройка компаний: Kodak, Olympus, Panasonic. Суммарная доля первых двух троек уменьшилась относительно H1’08, правда, всего на 1%. На фоне увеличения долей большинства лидеров уменьшаются доли компаний, замыкающих первую десятку.

9 Мп перепрыгнули

То, что разрешение 9 Мп не станет лидером, было ясно давно, так что традиционное в последние годы совпадение номера года и числа мегапикселов лидирующего разрешения в этот раз впервые не сработало. В товарном предложении 9 Мп всегда занимало тонкую прослойку (не более 5%) при том, что доля соседних 8 и 10 Мп приближалась к 40%. Вопрос стоял только о том, удастся ли разрешению 10 Мп обойти 8 Мп по продажам в натуральном исчислении. Удалось. Однако в первой половине текущего года разница между 10 и 8 Мп была еле ощутима (рис. 2). Кстати, неплохо держится разрешение 7 Мп — его доля все еще выражается двузначной цифрой.

Рис. 2. Динамика рыночных долей цифровых фотокамер с различным разрешением матрицы.

12-Мп аппараты заняли по продажам меньшую долю, чем их структурный аналог 10 Мп год назад.

Анализ продаж по ценовым диапазонам, проведенный год назад, показывал, что доли интервалов 101–200 и 201—300 долл. были почти равны и составляли каждая примерно по трети рынка, но по итогам H1’09 ситуация сильно изменилась, и теперь на диапазон 101–200 долл. пришлось почти 60% продаж, а продажи камер стоимостью 201–300 долл. упали на 15% (см. рис. 3).

Рис. 3. Динамика продаж цифровых фотокамер в различных ценовых диапазонах (разница долей H1’09/H1’08).

Конечно же, здесь кроме привычных рыночных тенденций внесло свои коррективы изменение курса долларовом эквиваленте (продавцы были вынуждены снижать цену в долларах, хотя при этом рублевая цена поднималась). Примечательно, что из верхних диапазонов в плюсе оказался 601–700 долл. Это произошло отчасти благодаря тому, что в него попал популярный набор «зеркалки» начального уровня Canon EOS 1000D с объективом, который начал продаваться только во второй половине 2008 г. и, естественно, в первой половине 2008 г. отсутствовал.

Зеркальные камеры

В первом полугодии 2009 г. было продано 73 тыс. «зеркалок». Если рассматривать этот сегмент камер отдельно, можно отметить, что он также упал (H1’09/H1’08), но в отличие от всего рынка фотокамер не так сильно, всего лишь на 20% против 35% на рынке в целом. В денежном эквиваленте он просел больше — на 38%. Свою роль сыграл выпуск большинством вендоров зеркальных камер начального уровня, которые и делали основные продажи.

Компания Canon осталась лидером сегмента зеркальных камер, хотя ее доля уменьшилась. Если годом ранее ее преимущество перед Nikon было более чем двукратным, то по итогам рассматриваемого периода оно составило чуть более 50%. Отметим также, что от полугодия к полугодию стабильно растет доля зеркальных фотокамер Sony.

Год назад мы констатировали уменьшение доли любительских зеркальных камер в структуре продаж лидера рынка Canon. В первой же половине 2009 г. наблюдалась обратная динамика — любительских моделей в структуре продаж компании стало больше.

Цифровые видеокамеры

Объем российского рынка цифровых видеокамер в первом полугодии 2009 г. составил 183 тыс. устройств в количественном измерении и 93 млн долл. в деньгах. К факторам, и так положительно не влияющим на развитие рынка видео, о которых мы неоднократно писали в нашем издании, добавилась еще и экономическая ситуация. В итоге относительно первого полугодия 2008 г. рынок снизился в 1,9 раза в натуральном выражении и в 2,3 раза — в деньгах.

Рис. 4. Динамика рыночных долей цифровых видеокамер с разными носителями.

Изменение долей видеокамер с различными носителями показано на рис. 4. Камеры с DVD- и miniDV-носителями уже давно имеют нисходящий тренд, и он продолжился. В начале текущего года прекратил рост и сегмент HDD-камер. Упоминавшееся снижение цен на большинство моделей и выпуск основными вендорами камер, пишущих на флэш-память, позволило данному сегменту не только подрасти и отобрать долю у остальных типов камер, но и сохранить положительную динамику в абсолютном значении: в первом полугодии 2009 г. таких камер было продано заметно больше, чем годом ранее.

Также в плюсе, правда, уже более скромном, оказались видеокамеры с возможностью записи HD-видео. Доля же их за год увеличилась примерно в два раза.

Итак, средневзвешенные цены по всем сегментам камер, кроме сегмента моделей на miniDV, продолжали снижаться. Самое большое снижение случилось в сегменте DVD-камер.

В тройке лидеров расстановка осталась прежней: Sony, Panasonic, Samsung. В первую пятерку еще входят Canon и JVC. Свою долю удалось заметно увеличить Canon и Samsung, отчасти благодаря агрессивной маркетинговой политике в сегменте Memory-камер. Компания JVC имела в своем портфеле только одну активно продающуюся камеру на флэш-памяти, из-за чего немного сдала свои позиции.

* Здесь и далее без специальных замечаний вендоры перечисляются в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.