Наличием Wi-Fi модуля, размещенного в персональных ПК, фотоаппаратах, всевозможных электронных игрушках и приставках, а также беспроводных камерах видеонаблюдения уже никого не удивить — этот протокол передачи данных стал настолько массовым, что его поддерживают все производители без исключения. По сути, сложился не только рынок решений и операторских услуг на базе этой технологии, но и полноценная ИТ-инфраструктура, стимулирующая потребителей выходить в сеть Интернет именно через Wi-Fi.

Публичные хотспоты

За много лет Wi-Fi стал господствующим стандартом не только для домашних сетей самых обычных пользователей, но и распространился как решение «последних метров» в кафе, рестораны, кинотеатры (там, где потребление доступа в Сеть имеет хаотичный и кратковременных характер), а также в деловые центры, где «по воздуху» организуется постоянный или временный доступ сотрудников к ресурсам корпоративной и глобальной сети Интернет. Но пока число хотспотов в России все еще остается недостаточным для того, чтобы считать этот сегмент беспроводной связи сколько-нибудь серьезным, он еще только развивается.

Судите сами — по данным аналитиков iKS-Consulting, к концу II квартала 2009 г. число публичных точек доступа Wi-Fi (те, которые устанавливаются для платного и бесплатного использования сторонними пользователями) формата indoor (внутри помещений) на территории России составило всего-то 4 тыс. И рост числа хотспотов по сравнению с началом года минимальный: ведь по данным J’son & Partners Consulting, на начало 2009 г. количество публичных точек доступа в России насчитывало 3981 единиц, причем 2629 из них приходится на Москву и Санкт-Петербург. А всего в семи федеральных округах (не включая две столицы) насчитывается 1352 публичных хотспота (34% от общего числа публичных точек доступа), которые устанавливались внутри зданий. Но если это число объединить с более крупными проектами в городском масштабе, то цифры получаются более приятные — в сумме речь идет примерно о 20 тыс. хотспотов. А если добавить частные роутеры, которые работают не для коммерческих пользователей, то речь пойдет действительно о десятках тысяч устройств.

Однако особых денег операторам это не приносит — во всяком случае, было бы преждевременно говорить о том, что из имиджевого проекта Wi-Fi постепенно превратился в бизнес, который служит хорошим дополнительным сервисом к основным услугам.

В настоящий момент в России существует всего несколько крупных проектов Wi-Fi-сетей, реализованных целенаправленно и при участии операторов мобильной и фиксированной связи. Наиболее крупная сеть outdoor — это Beeline Wi-Fi, которая досталась «ВымпелКому» практически случайно, — в наследство от Golden Telecom (после поглощения этой компании) и развивается, скорее всего, по остаточному принципу, хотя и имеет наибольшее количество точек доступа в Москве (по разным оценкам, от 12 до 14 тыс. точек). Маркетинговые акции с бесплатным тестовым подключением к этой сети особенных успехов пока не принесли (по разным оценкам, к сети стоимостью десятки миллионов долларов подключены 70-90 тыс. абонентов, причем это число особенно не растет). Единственное, что пользуется спросом в сети Beeline Wi-Fi — это indoor-хотспоты в 19 кинотеатрах, 400 кафе и ресторанах, а также в 30 торговых центрах, где плата за доступ не взимается.

Среди indoor-проектов, которые как раз и считали аналитики iKS-Consulting и J’son & Partners, гораздо больше разнообразия. К примеру, Yandex.Wi-Fi, который развивает компания Yandex с несколькими операторами связи, имеет около 950 хотспотов в крупных городах-миллионниках. Обычно точки доступа размещают внутри помещений и это, в основном, бесплатная модель потребления — скорее, хотспоты повышают загрузку заведений с бесплатным доступом в Сеть, поэтому Wi-Fi продвигается как дополнительная услуга (тем более что трафик в Москве и Санкт-Петербурге, где находится львиная доля этих хотспотов, стоит недорого). Вообще надо отметить, что именно этот проект в Москве буквально «вышиб» почву из под ног коммерческих Wi-Fi-проектов — пользователи быстро «раскусили», что есть бесплатная альтернатива, поэтому установленные в общественных местах платные хотспоты , не приносят их владельцам много денег.

Еще около сотни точек доступа можно найти у компании «Комстар-ОТС» и 259 штук — у совместного проекта компаний МТС и «Таском». Эти indoor-проекты полностью платные и объединены по двум основным причинам. Во-первых, и «Комстар» и МТС входят в единый холдинг «Система», а во-вторых, доступ во всех этих хотспотах абонентам МТС можно оплатить с помощью отправки SMS на короткие номера 1106 (для сети ComstarWi-Fi) и 1107 (для сети MTS/Tascom).

Третий оператор «Большой тройки» — «МегаФон» — практически не развивает Wi-Fi — у компании меньше десятка indoor-точек доступа, расставленных в аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Вообще, они приносят компании небольшие убытки (о прибыли точно речи не идет), поэтому для популяризации этого направления пока что эти хотспоты работают в бесплатном режиме. Но это ненадолго.

Так что публичные хотспоты — весьма небольшая доля рынка доступа в сеть Интернет. Анонсированный, но не реализованные в свое время проект Wi-Fi-роуминга был похоронен, в немалой степени, и из-за больших аппетитов транзитных операторов связи, которые хотели получить не менее 15-20% от стоимости трафика, потребленного в рамках этого варианта доступа. Следовательно, в настоящий момент в большинстве случаев Wi-Fi — это просто имиджевая услуга для владельцев таких точек доступа, и оператору связи в данном случае можно заработать, только получая небольшую фиксированную сумму от владельца того или иного заведения, в котором такая точка установлена.

Тенденции рынка «железа»

Уверенность позиций встроенных в компьютерное «железо» чипов Wi-Fi не могут поколебать ни WiMAX, ни 3G — оборудование с поддержкой «дальнобойных» протоколов передачи данных, пусть реализуемое даже операторами связи, все равно поддерживает Wi-Fi в обязательном порядке. Самый последний пример подобного типа — нетбук производства Lenovo, который через свою торговую сеть будет реализовывать оператор «МегаФон». Помимо наличия встроенного 3G-модема от Ericsson (модель F3507g, поддерживающая WCDMA, GPRS, EDGE), здесь присутствует и сетевой адаптер, работающий по протоколам 802.11b/g.

Кстати, крайне мощный толчок развитию Wi-Fi придаст недавняя сертификация протокола 802.11n — после семи лет разработок международный комитет по стандартам IEEE наконец-то утвердил для него единую спецификацию. Таким образом, поддержка более скоростных Wi-Fi-сетей теперь будет реализована едиными и взаимно совместимыми устройствами от различных производителей. Кроме того, официальная сертификация открывает путь к массовой установке Wi-Fi-чипов 802.11n в различные модели мобильных ПК, благо вопросы с энергопотреблением подобного «железа» уже давно решены. Пиковая скорость обмена информацией у устройств, поддерживающих 802.11n колеблется от 300 до 450 Мбит/с (реальная скорость, в зависимости от помещения, где работает оборудование, будет раза в два-три меньше). Первые официальные устройства, полностью совместимые с 802.11n, должны поступить в продажу к концу года. В целом, «железо» со встроенным Wi-Fi-модулем распространено глобально — проще отметить, где его нет. Даже в игровых приставках можно найти Wi-Fi-адаптер, который используется для коллективной игры.

Сейчас наиболее активно развивается рынок нетбуков, где Wi-Fi — практически единственный вариант загрузки огромных объемов информации. Ведь оптического привода у этих устройств нет, а Ethernet-порт, учитывая мобильность их владельцев, используется для получения данных крайне редко. Помогает и простота установления связи по Wi-Fi — достаточно произвести поиск сетей и подключиться к любому free-хотспоту.

Еще один рынок, потребляющий огромное число Wi-Fi чипов, — это смартфоны и коммуникаторы, смартбуки и интернет-планшеты. Все те устройства, которые позволяют пользователю выйти в Интернет не только по сотовой сети, но и с помощью хотспотов. Причем, необходимость оснащения их Wi-Fi модулями вытекает не столько из необходимости обеспечить интернет-серфинг, а, скорее, для обеспечения функционирования «тяжелых» сервисов, которые далеко не всегда можно реализовать с помощью мобильной связи, — к примеру, VoIP.

Разумеется, немаловажным является и развитие Wi-Fi в периферийных устройствах. Наиболее перспективный вариант — это портативные видеокамеры, которые могут передавать информацию через роутер прямо в сеть Интернет. Такие решения уже давно предлагаются на рынке безопасности.

В целом, как было показано, рыночных ниш потребления Wi-Fi-чипов предостаточно, только вот все это поступает на российский рынок в виде уже встроенного Wi-Fi, т. е. наш рынок не свободный, а связанный.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.