Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2005 г.

       Компьютеры

       Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) в 2005 г. составил чуть более 5553 тыс. шт. Около 78% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, порядка 17% на ноутбуки, примерно 3,5% -- на КПК и около 2,0% – на серверы (на платформе Intel). По сравнению с 2004-м годом объем продаж ПК увеличился примерно на 15,4%. На рынке серверов рост составил 26%, а ноутбуков было продано на 58,6% больше, чем за 2004 г.
       В лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам 2005 г. входят* Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard и Kraftway. При этом доля первой пятерки составила около 20% продаж настольных компьютеров.
       В сегменте ноутбуков в пятерку лидеров вошли* Acer, Asustek, Fujitsu Siemens Computers, Rover Computers и Samsung, при этом на их долю приходится 61,8% всех продаж.
       Первыми пятью вендорами КПК по итогам года стали* Asus, Fujitsu Siemens, HP, PalmOne, Qtek.
       В сегменте серверов первые пять производителей этого класса техники* – Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway – контролируют 62,8% продаж в натуральном выражении.

       Мониторы

       Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил около 6,9 млн шт. В денежном выражении рынок почти достиг отметки в 1,9 млрд долл. Показатели 2004 г. были превышены почти на 25% в штучном исчислении и примерно на столько же – в денежном.
       После преодоления ЖК-мониторами 50%-ой отметки (в начале года) процесс вытеснения ЭЛТ-устройств приобрел обвальный характер, и по итогам года плоскопанельные аппараты уже составили почти ? рынка, а ключевым продуктом стали 17-дюймовые ЖК-устройства. Примечательно, что они сейчас занимают такие позиции, которых никогда не удавалось достичь 17-дюймовым ЭЛТ-аппаратам. Следует также отметить, что 2005 г. ознаменовался окончательным прекращением поставок 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов, лет пять назад доминировавших на нашем рынке.
       В 2005 г. лидером российского рынка оставалась компания Samsung, за ней следовала LG, а третье место – за компанией Acer, которой к концу года даже удалось потеснить LG в ключевом сегменте ЖК-мониторов. Во «втором» эшелоне шла сильная борьба с переменным успехом между компаниями* BenQ, Philips и ViewSonic.

       Устройства hardcopy

       Принтеры. Общее количество принтеров, проданных в 2005 г., практически осталось на уровне предыдущего года – около 3,2 млн шт. (рост чуть более 1%), а в денежном выражении объем рынка сократился почти на 3% и составил 613 млн долл. В основных технологических классах устройств положительную динамику сохранили только лазерные принтеры (по сравнению с 2004 г. продажи в штучном выражении увеличились на 11%). В то же время потенциал роста традиционных струйных принтеров, в большей степени, чем лазерные, испытывающих конкуренцию со стороны МФУ, оказался исчерпанным, и их поставки сократились за год более чем на 8%. Также уменьшились и продажи матричных принтеров, рыночная доля которых по итогам года составила всего около 2%.
       В лазерном сегменте наиболее высокие темпы роста, как и в 2004 г., демонстрировали принтеры для рабочих групп производительностью 21–30 стр./мин, а также цветные устройства.
       Ведущую пятерку вендоров рынка принтеров составили компании* Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.
       Настольные МФУ. В 2005 г. продолжалось бурное развитие сегмента настольных многофункциональных устройств. Всего было продано свыше 1 млн лазерных и струйных МФУ, что в 2,7 раза больше, чем в 2004 г., при этом оба эти технологические класса продуктов заняли примерно равные доли рынка. В денежном выражении объем продаж увеличился в два раза и превысил 250 млн долл. Следует отметить также, что с середины года началось формирование нового подсегмента МФУ – цветных лазерных устройств.
       Наилучшие показатели продаж лазерных МФУ были у компаний* Canon, Samsung и Xerox, а в струйном сегменте лидерами рынка оставались* Canon, Epson и Hewlett-Packard.

       Сканеры. Общий объем продаж планшетных и фильмовых офисных сканеров в 2005 г. составил около 790 тыс. шт., что почти на 2% меньше, чем за предыдущий год. Более, чем на 4% (до 79 млн долл.) сократился и денежный объем рынка. В то же время о полном насыщении рынка говорить еще рано, о чем свидетельствует рост спроса во второй половине года, причем в 4-м квартале продажи сканеров увеличились почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.
       В прошедшем году продолжилась тенденция к консолидации рынка, и на долю пяти ведущих производителей сканеров* – BenQ, Canon, Epson, Hewlett-Packard и Mustek, пришлось около 93% всех проданных устройств.
       Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер в 2005 г. было продано около 2 млн устройств (без учета "серых" поставок), что более чем вдвое превышает показатель 2004 г., а в денежном выражении рынок превысил 580 млн долл. Технологическими лидерами рынка были 5-Мп устройства, а наиболее стремительный рост демонстрировали зеркальные камеры (правда, с низких изначальных позиций).
       По количеству проданных камер в лидирующую пятерку входят* Canon, Nikon, Olympus, Samsung и Sony, на долю которых в исследуемый период пришлось более двух третей всех продаж.

       Презентационное оборудование

       Мультимедийные проекторы. В 2005 г. рынок мультимедийных проекторов (включает data-проекторы с проецируемым изображением формата 4:3 и кинотеатральные широкоформатные устройства) в натуральном выражении составил более 61 тыс. устройств, что на 27% больше, чем в 2004 г. Но если учитывать только регулярный рынок проекторов (без учета тендера «Дети России», оказавшего в 2004 г. значительное влияние и на долю которого пришлось более 20% поставок проекторов), то рост рынка будет более внушительным – 65% в натуральном выражении. В денежном выражении рост регулярного рынка оказался не столь значительным и, в результате снижения средневзвешенной стоимости почти на 450 долл. за устройство, составил чуть больше 30%.
       Из технологических тенденций стоит отметить, что XGA-устройства впервые превысили в объеме продаж SVGA-аппараты и сейчас составляют почти 50% рынка. Около 10% рынка занимают широкоформатные проекторы, что несколько меньше, чем в 2004 г., однако в денежном выражении их доля за год ощутимо выросла, что было связано с ростом продаж более дорогих и качественных устройств для домашних кинотеатров.
       Кроме того, продолжается рост доли DLP-устройств, которые практически достигли половины от всего числа реализованных в 2005 г., что стало возможным благодаря активной политике компаний-производителей, предлагающих проекторы на основе данной технологии.
       Лидером рынка проекторов по итогам года стала компания BenQ. В тройку лидеров входят также компании* Panasonic и Sanyo. Кроме этого отметим группу брэндов*, показавших значительные объемы продаж: Acer, Epson, InFocus, Mitsubishi, Nec и Toshiba.

       Плазменные панели и телевизоры. Реальная емкость рынка плазменных панелей (с тюнером и без тюнера) в 2005 г. составила почти 160 тыс. устройств, и продолжает показывать значительные темпы роста -- за год объем продаж в штучном выражении увеличился в 2,1 раза. Этот внушительный рост сопровождался существенной ценовой эрозией, за год составившей 30%. В результате средневзвешенная стоимость панели снизилась почти до 3,3 тыс. долл. Следует отметить, что в начале 2005 г. наблюдалось некоторое «остывание» рынка и сокращение темпов роста, однако к концу года темпы роста опять выросли, что не позволяет судить о данной технологии как о «списанной в тираж». Вместе с тем, возможно, что отмеченный всплеск продаж был во многом обусловлен развитием схем кредитовании, особенно актуальных для подобной дорогой продукции.
       Увеличилась доля реализованных устройств с тюнером (т. е. чистых телевизоров), она достигла 75% , что на 15% больше, чем в 2004 г. Стоит отметить доминирующее положение панелей класса low-end с разрешением 852х480, которые составляют порядка 60% от всех реализованных устройств. Увеличение доли таких аппаратов стало возможным благодаря их самой доступной цене, которая позволила выйти на ранее неохваченные сегменты потребителей.
       Лидером рынка плазменных телевизоров по итогам года стала компания Philips. В тройку лидеров входят также* Panasonic и Samsung. Помимо них сильны позиции компаний* Hitachi, LG, Sony и Pioneer.

       Жидкокристаллические телевизоры. Российский рынок ЖК-телевизоров (в который мы включаем и информационные ЖК-панели, и ЖК-мониторы с функцией телевизора), в 2005 г. составил почти 610 тыс. устройств, что в 3,5 раза выше показателей 2004 г. В денежном выражении рынок превысил отметку 650 млн долл. Следует отметить, что в значительной мере рост рынка был обусловлен высочайшим спросом на «маленькие» аппараты с «традиционной» диагональю 15 и 20 дюймов, что указывает на активное развитие «рынка замены». Вместе с тем еще более быстрыми темпами росли продажи широкоформатных устройств (в основном с большой диагональю) -- их доля уже превысила 30% рынка. Средневзвешенная стоимость ЖК-телевизоров за год существенно снизилась и составила около 1,1 тыс. долл.
       По итогам года лидером сегмента стала компания Philips, также в тройку лидеров среди поставщиков ЖК-телевизоров входят компании* Samsung и Sharp. На долю этой тройки в 2005 г. пришлось почти 60% реализованных устройств. Кроме того, значительные объемы продаж показывают компании* LG и Sony.

       ИБП

       На рынке ИБП в 2005 г. было продано более 2 млн устройств, а в денежном выражении объем продаж превысил 300 млн долл. Показатели 2004 г. превышены на 37 и 28% соответственно. В течение года продолжалась заложенная в самом его начале тенденция к опережающему росту продаж ИБП по сравнению с ПК. Вместе с тем это, скорее, некая коррекция рынка вверх после нескольких «неудачных» последних лет, когда темпы роста рынка ИБП ощутимо отставали от темпов роста рынков защищаемого оборудования. Фактически речь идет о том, что «волны» роста рынка ИБП имеют существенный фазовый сдвиг по отношению к связанному оборудованию.
       Различие в динамике денежных и штучных показателей обусловлено снижением средневзвешенной стоимости ИБП, произошедшей из-за структурного сдвига в сторону увеличения продаж самых легких и дешевых ИБП, реализованных по технологии line-interactive AS. В целом же ощутимой ценовой эрозии, в отличие от других отраслей ИТ-оборудования, на рынке ИБП не наблюдается уже очень давно.
       Несмотря на острую конкуренцию компании APC удается контролировать около 60% рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* Ippon, Powercom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC ощутимы позиции компаний* Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), MGE UPS Systems, Neuhaus, Newave и Socomec Sicon UPS.

       Телекоммуникации

       Предварительные итоги развития российского рынка ADSL-услуг показывают, что на конец прошлого года в России эксплуатировалось около 425 тыс. ADSL-линий. Это на 280 тыс. (или на 193,1%) больше, чем по итогам 2004 г. Таким образом, за прошлый год количество подписчиков на ADSL-сервис в России выросло почти в три раза.
       Явный лидер этого рынка – столичный тандем МГТС/«МТУ-Интел» (в настоящее время оба оператора входят в компанию «Комстар-Объединенные ТелеСистемы»). Однако благодаря активизации региональных признанных операторов, а также ростовской компании «Цифровые телефонные сети» (ЦТС) его доля в течение всего прошлого года сокращалась и в конце года опустилась до 57,2%. На второй позиции МРК ЮТК, на третьей – «Вэб Плас». В сумме на эту тройку операторов приходится более 60% рынка.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.