Среди ИТ-оборудования есть «базовое», например, компьютеры, и есть «смежное», без которого иногда можно и обойтись. К последнему относятся и источники бесперебойного питания (ИБП), потребность в которых можно разделить на три варианта. Первый — четко осознанная потребность многих пользователей (в основном корпоративных), обусловленная необходимостью обеспечить сохранность оборудования и непрерывность его функционирования. Обычно она подкрепляется финансированием (в размере до 10% от стоимости защищаемого оборудования) и является основой текущего российского рынка ИБП, который по итогам 2007 г. составил около 3 млн устройств на сумму более 470 млн долл.

Очень распространен и второй вариант потребности (в мелком бизнесе и у домашних пользователей): понимание того, что надо бы защищать оборудование, существует, но лень или денег жалко. Потребность такого рода не превращается в коммерческий запрос. Ну, а третий вариант — латентная потребность, когда при владении ИТ-оборудованием еще отсутствуют знания и понимание, что его нужно и можно защищать, и что для этих целей предлагаются специальные устройства (ИБП). В основном этот уровень встречается у домашних пользователей, только недавно открывших для себя компьютеры.

Пользователи второй и третьей групп не просто составляют существенный резерв для роста рынка ИБП (понятно, что работать с ними нужно по-разному), они периодически вносят значительные вариации в рынок. Например, стоило появиться очень доступным по цене и географически широко распространенным устройствам Ippon, как в 2003 г. рынок получил мощную подпитку за счет ранее незадействованных сегментов потребителей, до этого «не проходивших» по цене. И это сразу привело к увеличению темпов продаж (см. рис. 1.), причем, именно в натуральном выражении. А после произошедшего в мае 2005 г. в Москве пресловутого блэкаута множество домашних пользователей, ранее не задумывавшихся о покупке ИБП, кинулись их приобретать, и рынок опять продемонстрировал всплеск продаж дешевого массового оборудования. Затем уже реагировали корпоративные пользователи, которые вынуждены планировать бюджеты заранее, и в 2006 г. интенсивно приобреталось мощное оборудование, что приводило к опережающему росту денежных показателей (рис. 1)

Эти «броски» спроса приводят к выводу, что российский рынок ИБП, несмотря на достаточную зрелость, до сих пор не является стабильным, а темпы его роста сильно зависят не только от «внутрирыночних», но и от «внешних» факторов. В основе данного состояния лежит очень большая разница между реальным и потенциальным рынком (по нашим расчетам — примерно трехкратная), и можно утверждать, что прогноз объемов и структуры рынка, основанный только на анализе временных рядов, в данном случае может оказаться очень далек от действительности. Стоит кому-то из ключевых игроков сбавить или, наоборот, интенсифицировать усилия, достаточно произойти некоторым событиям в макросреде, и мы увидим, как эластичность рынка ИБП отразится в существенных вариациях объемов продаж.

Рис. 1. Динамика темпов роста российского рынка ИБП.

Пока же, как это всегда бывает после периодов аномального роста (2005 и 2006 гг.), рынок «взял паузу», и в 2007 г. продажи превышены «всего» на 19% в натуральном выражении и на 18% в денежном (см. рис. 1). Но вместе с тем это выше темпов роста основного «связанного» рынка — десктопов, продажи которых в 2007 г. выросли только на 10%. Это указывает на то, что «сознательность» покупателей компьютеров все же планомерно растет и соотношение между ИБП и ПК понемногу увеличивается. Вместе с тем нужно четко осознавать, что это не означает только роста доли одновременных покупок ИБП и десктопов. На наш взгляд, существенную составляющую в опережающий рост продаж ИБП вносит также и уже весьма большая установленная база ПК, к которой часть пользователей приобретает защиту позже (возможно, после нескольких неприятных инцидентов).

Хотя в 2007 г. на рынке ИБП не наблюдалось ни ажиотажа, ни каких-либо ощутимых структурных сдвигов, на нем продолжалось развитие глубинных трендов, некоторые из которых мы осветим в данном обзоре.

Рынок ИБП крайне разнороден как по потребностям, так и по способам их удовлетворения, в результате на нем представлены три основные топологии, а вес и мощность устройств могут различаться на несколько порядков.

Сегмент массовых индивидуальных ИБП состоит из устройств off-line и line-interactive AS, которые относятся к классу компьютерной периферии и пока в основном используются для индивидуальной защиты одного-двух ПК. К этому сегменту (в основном для более критичной нагрузки) принадлежат также устройства line-interactive Sin и легкие on-line-ИБП (до 3 кВ•А). В целом данный сегмент всегда обеспечивал более 99% продаж всего рынка в натуральном выражении, но в денежном их доля в 2006 г. опустилась уже ниже 65% (см. рис. 3).

Рис. 2. Технологическая структура российского рынка ИБП в 2007 г. (в деньгах).

Групповые ИБП начинаются от 3 кВ•А и за счет разворачивания параллельных систем могут достигать мощности в несколько мегаватт. Здесь представлены однофазные и трехфазные, а также модульные решения, которые подробно рассмотрены в продуктовой статье текущего выпуска «Бестселлеров» (см. с. 75).

Среди массовых устройств традиционно наибольшую долю имеют line-interactive-ИБП, которые, кстати, лидируют и в денежном выражении среди всех подсегментов рынка, контролируя немногим менее половины всех продаж (рис. 2).

Off-line-ИБП, несмотря на увеличение в 2007 г. их доли в натуральном выражении (она превысила четверть рынка), в денежном показали небольшое снижение. Дело в том, что здесь рост в основном происходил за счет более дешевых устройств производства Ippon и Powercom, что привело к ощутимому снижению средневзвешенной стоимости в данном субсегменте.

On-line-решения средней и большой мощности продолжают планомерно наращивать свою долю, в 2007 г. в деньгах она уже превысила 35% рынка. Таким образом, как видно из рис. 3, тренд к опережающему развитию инфраструктурных решений продолжился. По-видимому, быстрое развитие бизнеса в России и связанное с этим разворачивание информационных систем и оборудование современных офисов по своей динамике превышают расширение массового рынка ПК и рост «сознательности» обычных покупателей маленьких ИБП.

Вместе с тем, тот факт, что две трети рынка ИБП еще связано с продажами легкого оборудования, а тренд к уменьшению данной составляющей — очень плавный, позволяет уверенно прогнозировать, что массовый рынок еще долго останется привлекательным.

Рис. 3. Продолжение тренда к усилению «тяжелой» составляющей рынка ИБП.

Кстати, как показывают наши исследования ритейла1, ИБП стали довольно обычным товаром на полках розничных сетей, и именно домашний рынок сейчас является точкой роста массовых ИБП. Но для потребителя авторитетом является или цена, или сильный бренд. Однако мы утверждаем, что сейчас ни одна из торговых марок ИБП не может считаться брендом категории A для обычных домашних потребителей и следовательно не может чувствовать себя «в безопасности» без осуществления правильной политики продвижения. По крайней мере в настоящее время в лидеры по рознице выходят не всем известные «гранды» ИТ-рынка, а еще несколько лет назад никому неизвестные компании, которые предлагают лучшее (для потребителя) сочетание цены/качества. Данный фактор в совокупности с рядом других (например, слияние APC и MGE и связанное с этим определенное «бурление» в канале и бизнес-процессах) приводят к ощутимым изменениям в состоянии конкурентной среды.

На российском рынке ИБП достаточно активно работает около 20 производителей. «Костяк» рынка стабилен, но «на периферии» мы постоянно наблюдаем появление и уход игроков (последнее, кстати, сейчас превалирует). Основными соперниками устройств производства APC by Schneider Electric на массовом рынке традиционно являются ИБП под торговыми марками Ippon, Powercom и Powerman. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Neuhaus, Newave и Socomec UPS.

Для анализа интенсивности конкуренции обычно применяется Индекс Герфиндаля (ИГ), который вычисляется как сумма квадратов долей компаний. Рост индекса означает уменьшение интенсивности, а падение — соответственно, рост. Однако данный метод нужно применять очень аккуратно, особенно на таком разнородном рынке, как ИБП. Ведь если оперировать долями компаний в натуральном выражении в целом по рынку, то за последнее четыре года ИГ уменьшился чисто номинально — с 0,28 до 0,27.

Но нужно помнить, что рынок ИБП состоит из целого ряда субсегментов, некоторые из которых (и соответственно, работающие в них компании) между собой просто не пересекаются и не конкурируют. И если рассмотреть ситуацию в отдельных субсегментах (см. рис. 4), то очевидно, что в ряде из них (off-line, line-interactive Sin, on-line 3-10 кВ•А) произошло существенное увеличение интенсивности конкуренции. В особенности это касается off-line-ИБП, где буквально на глазах была разрушена монополия APC, в свое время контролировавшей здесь около 90% продаж.

Есть и субсегменты, где интенсивность конкуренции падает (например, line-interactive AS), что связано с нарастанием специализации игроков и фактическим уходом ряда «тяжеловесов» с непрофильного для себя массового рынка.

По-хорошему на таком сильно сегментированном рынке, как ИБП, правильнее использовать более сложный взвешенный индекс конкуренции, увязывающий интенсивность конкуренции в субсегментах с их вкладом в общий рынок. Это наиболее точный индикатор, поскольку он учитывает наличие рыночных ниш, где конкуренция проистекает по своим законам, практически не пересекаясь с массовым рынком. В 2004 г. данный индекс составлял около 0,48, а в 2007 г. — только 0,35, что уже достаточно четко показывает ощутимое нарастание интенсивности конкуренции на рынке ИБП. (Несколько большее значение этого индекса по сравнению с ИГ связано с тем, что сегментация рынка и специализация ряда производителей на определенных целевых рынках приводят к общему снижению интенсивности конкуренции).

Рис. 4. Динамика индекса интенсивности конкуренции в основных субсегментах рынка ИБП.

Кстати, есть еще один индекс (Индекс Технологической Концентрации — ИТК — вычисляемый как сумма квадратов долей технологических сегментов), который показывает уровень консолидации отрасли. С 2004 по 2007 гг. данный индекс вырос с 0,46 до 0,52. Это приводит к росту интенсивности конкуренции (подтверждается вывод предыдущего абзаца), поскольку означает некоторое уменьшение объема ниш, где игрокам второго эшелона легче конкурировать с лидерами рынка.

Помимо этого, увеличение ИТК сигнализирует о том, что рынок ИБП, возможно, уже вступает в фазу зрелости, характерную уменьшением сегментации потребителей по уровню их запросов. Пока рано утверждать, что фаза роста заканчивается и переходит в фазу турбуленции (одного индикатора недостаточно), но сейчас нужно быть очень внимательными, поскольку данный переход, если он начался, потянет за собой существенную корректировку маркетинговых стратегий2.

1См. «Структура московской розницы на рынке ИБП», аналитический отчет компании ITResearch, Москва, 2007 г. 2См. статью «Когда и Что делать?», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 1, с. 6.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.