Структура российского рынка компьютеров стремительно меняется, и это тянет за собой неизбежные подвижки на связанных с ними рынках комплектующих. Совсем недавнее доминирование отечественных сборщиков ПК быстро тает под давлением крупнейших мировых производителей ноутбуков. Мощное разворачивание розничных сетей ведет к увеличению доли зарубежных брендов и крупнейших российских сборщиков десктопов, - единственных, кто может более-менее успешно работать с «капризным» ритейлом. Огромная установленная база ПК требует увеличения потока комплектующих под upgrade и ремонт, очень часто осуществляемый сервисными компаниями.

Очевидно, что в разрезе рынка винчестеров это означает уменьшение «хаотичной» его составляющей, связанной со средними, мелкими и мельчайшими сборщиками, закупавшими HDD под спорадически возникавшие заказы. На первый план выходит контрактирование крупных партий и, соответственно, сокращение спекулятивного рынка HDD, который был «бичом» производителей и дистрибьюторов. Но последним не позавидуешь: поскольку эпоха большого «свободного» рынка винчестеров подходит к концу, уменьшается необходимость в развитом канале распределения. И действительно, в 2007 г. мы видели, как несколько крупных дистрибьюторов накопителей ушли с данного рынка, при этом остальные очень легко взяли на себя высвободившиеся объемы.

Можно ожидать, что мы уже не увидим такой картины, как в начале столетия, когда рынок винчестеров находился в состоянии перманентной лихорадки, а цены непрерывно скакали в ту и другую сторону. Эпоха «свободного» рынка HDD заканчивается, что, в принципе, на руку большинству его локальных участников, за исключением спекулятивно ориентированных игроков. Для производителей же это должно обернуться увеличением интенсивности конкуренции, поскольку на первый план выходит B2B-составляющая рынка, где критичными параметрами являются стабильность поставок, финансовые условия и поддержка. Составляющая B2C, где можно было выиграть за счет построения имиджа, уменьшается и уже не может «подстраховать» компании в случае проблем с производством или качеством.

Однако такое изменение характера рынка отнюдь не означает общего снижения спроса на накопители. Он-то как раз растет достаточно быстрыми темпами вследствие увеличения потребности в хранении разнообразного контента (последнее время – в основном мультимедийного). В 2007 г. на российском рынке было продано 9,1 млн шт. HDD производства компаний1 Hitachi, Samsung, Seagate (включая торговую марку Maxtor) и Western Digital, что составляет примерно 97% этого сегмента, что в денежном выражении составило 690 млн долл.

По отношению к показателям 2006 г. суммарные продажи HDD увеличились примерно на 20%, что, кстати, ощутимо превышает темпы роста рынка десктопов, выросшего в 2007 г. на 10%. При этом основной сегмент рынка – 3,5-дюйм PATA- и SATA-диски для ПК, рабочих станций и серверов начального уровня – росли медленнее рынка, прибавив около 18%. Такое расхождение в темпах роста можно объяснить только тем, что значительная установленная база настольных ПК потребляет большие количества винчестеров на upgrade. Этот процесс мог интенсифицироваться в связи с тем, что вычислительные мощности установленных за последнее время ПК устаревают медленнее, чем раньше, а вот емкости накопителей становится явно недостаточно, поскольку массивы хранимого контента быстро растут. При сегментировании рынка HDD принимаются во внимание такие основные параметры устройств, как формат (определяемый диаметром пластин) и интерфейс. Они же достаточно точно задают основную сферу применения устройств:

  • все 2,5-дюйм диски классифицируются нами как мобильные (mobile);
  • все диски с интерфейсом USB классифицируются как внешние (external);
  • все SCSI- и SAS-диски определяются как серверные (server).

Все 3,5-дюйм PATA- и SATA-диски мы разделяем на два сегмента: PC usual (для десктопов) и PC enterprise (корпоративного класса). Вторая группа, выделяемая самими производителями, отличается повышенным ресурсом и надежностью винчестеров, что позволяет использовать их в серверах и хранилищах данных начального уровня. Их доля продаж по итогам 2007 г. относительно невелика (см. рисунок), но очевидно больше, чем специализированных серверных решений (SCSI и SAS), которые занимают всего около 1%.

Ранее мы предполагали рост доли данных решений (PC enterprise), обладающих хорошим сочетанием цена/качество, и пока наш прогноз подтверждается: в течение прошедшего года она увеличилась с 2,4% в I квартале до 3,1% в IV-ом. В абсолютном выражении рост был даже более впечатляющим – в 2,3 раза.

Рис. 1. Структура российского рынка HDD в 2007 г. по типам применения.

Следует отметить довольно выраженный рост external-решений. Если в 2006 г. на них приходилось всего 0,9% рынка винчестеров, то в 2007 г. их продажи утроились, а доля выросла до 2,3%. Но этот сегмент рынка пребывает еще в фазе внедрения2 и пока рано утверждать, что он станет действительно массовым. Дело в том, что есть выраженный спрос на носимые накопители, но пока неясно, какой вид приобретут данные устройства в будущем, и главное, будут ли они самостоятельными. (Возможно, что при падении стоимости хранения информации внутренняя память мобильных вычислительных и коммуникационных устройств будет и большая, и достаточно дешевая.)

Наибольший интерес представляют самые массовые винчестеры для ПК, где продолжается очень быстрый прогресс в наращивании емкости. Так, по итогам 2006 г. 80-Гб HDD были основным решением в данном сегменте, составляя более 42%, а в 2007 г. их доля резко упала, составив к концу года уже менее 13%. Доля мейнстрим-решения – 160-Гб HDD – в течение 2007 г. была довольно стабильной, а основной рост пришелся на 250-Гб HDD, чья доля в течение года выросла более чем вдвое, сделав их самым популярным решением на рынке.

Ощутимый рост наблюдался в поставках 500-Гб винчестеров для ПК, и теперь это одно из главных решений в данном сегменте. В целом же следует отметить резкое усиление консолидации в сегменте массовых винчестеров для ПК. Проблемы с производством и себестоимостью привели к тому, что многие решения перестали поддерживаться производителями. В результате 40-, 120-, 200- и 300-Гб поставлялись во все меньших количествах. А HDD емкостью 400, 750 и 1000 Гб хотя и показывают рост, их доля остается весьма незначительной – потребителей пока удовлетворяют более оптимальные на данный момент 500-Гб HDD. Очевидно, что данный процесс идет в русле трансформации рынка, о которой шла речь в начале статьи (фокусирование на B2B), и будет иметь воплощение в поддержке ограниченного числа решений с оптимальным соотношением себестоимость/спрос.

1 Компании перечисляются в алфавитном порядке.
2 См. статью «Когда и Что делать?», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 1, с. 6.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.