На розничном компьютерном рынке наблюдается множество различных тенденций, анализ которых важен буквально для всех участников ИТ-рынка. Одной из них является вытеснение локальных игроков федеральными компьютерными и электробытовыми сетями, а также усиление региональных игроков, по­глощающих своих менее «подвижных» сотоварищей.

Агрессивное укрупнение сетей играет на руку поставщикам, облегчая им продвижение продукции. Однако очень многие локальные игроки всячески сопротивляются нажиму «извне», не желая разоряться или превращаться из полновластных хозяев в наемных менеджеров. Эти процессы в последние несколько лет идут достаточно активно, и в результате в каждом регионе сложилась некая относительно стабильная конфигурация компьютерной розницы. Но какая она?

Кроме того, важное значение для понимания инвестиционного потенциала (а усиление вендором или оптовиком работы в регионе является именно инвестицией) каждой области имеет сам уровень ее покрытия магазинами, а также их географическое распределение. Это позволяет оценить емкость розничного канала сбыта и перспективы его увеличения.

Рис. 1. Структура компьютерной розницы Ярославля и области.

Краткий анализ данных вопросов мы приводим на примере «крепкого середнячка» среди регионов России (буквально по всем параметрам, см. справку) — Ярославской области. Естественно, это не репрезентативно для оценки степени покрытия всей РФ, но даже такой «точечный укол» позволяет выявить целый ряд заведомо общих закономерностей.

Ярославская розница

Всего в Ярославле и области в результате наших исследований выявлено 99 розничных магазинов1, торгующих компьютерным оборудованием. При этом мы отсекли все небольшие населенные пункты и определяли ситуацию только в восьми самых крупных городах (см. таблицу). Можно с уверенностью считать, что сельские жители при необходимости приобретения компьютерной техники едут в ближайший город, и размещение подобных магазинов в сельской местности экономически невыгодно. Это предположение подтверждается тем, что во всех остальных населенных пунктах области присут­ствует всего пара «точек» (не вошедших в анализ).

Рис. 2. Распределение компьютерных магазинов по городам Ярославской обл.

Следует отметить, что ИТ-компании, базирующиеся в Ярославле, проявляют большую специализацию, и среди них множество тех, кто не занимается розничными продажами (по крайней мере, не содержит торговый зал с вывеской для обычных покупателей). В то же время фирмы области более «всеядны», занимаясь всем понемножку.

Справка по Ярославской области

Ярославская область входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — г. Ярославль. Граничит с Тверской, Московской, Ивановской, Владимирской, Костромской и Вологодской областями. Входит в «Золотое кольцо» России. Расстояние от Ярославля до Москвы — 282 км. В 2010 г. Ярославль встречает тысячелетие со дня основания. Население области, по данным на 2008 г., примерно равно 1315 тыс. чел. Плотность населения — 37 чел./км2, удельный вес городского населения — 81%. В Ярославле 604 тыс. жителей, а всего в восьми основных городах (см. таблицу) сосредоточено 75% населения.

Таблица. Крупнейшие города Ярославской области

Машиностроение — главная отрасль промышленности. На нее приходится половина всех работающих в промышленности и почти 40% выпускаемой продукции. Специализация машиностроения отличается разнообразием: электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная промышленность, приборостро­ение, судостроительная промыш­ленность, дизелестроение, производство дорожных машин.

Среднемесячная заработная плата, начисленная работникам бюджетной сферы Ярославской области, в апреле 2008 г. составила 11,2 тыс. руб., увеличившись за год на 30%. Зарплата в государственном управлении и обеспечении военной безопасности (без деятельности в области юстиции и правосудия) составила 16,3 тыс. руб., увеличившись по сравнению с апрелем 2007 г. на 36,6%. В целом по области зарплата по крупным и средним организациям в апреле 2008 г. составила 14,1 тыс. руб. — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличение на 27,2%.

В целом по показателям зарплат и расходов бюджета Ярославская область находится на 4–5 месте в ЦФО и примерно в середине рейтинга всех субъектов РФ.

Область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. Валовой региональный продукт в 2006 г. составил 156,5 млрд руб. По объему производства промышленной продукции область входит в первую тройку регионов ЦФО, по совокупному показателю уровня социально-экономического развития занимает 11‑е место в России. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по уровню инвестиционных рисков Ярославская область находится на 10-м месте в России, по показателю активности и благоприятности законодательства для инвесторов — на 2-м, а по состоянию инвестиционного потенциала — на 35‑м месте.

Как и следовало ожидать, в Ярославской области представлены все типы розницы: локальные одиночные магазины, локальные «сетки», федеральные компьютерные и электробытовые сети (см. рис. 1). При этом каждая группа представлена довольно ощутимо.

По числу точек продаж пока лидируют одиночные локальные магазины — на них приходится 56% всей розницы. Примечательно, что это действительно одиночные субъекты и здесь нет даже «малюсеньких» сетей из двух-трех магазинов. Единственное исключение составляет компания с необычным названием «Голубая луна», у которой две розничные точки в Переславле-Залесском (правда, с более привычными названиями «Импульс» и «Дивайс­Ком»).

Крупнейшей локальной сетью (из имеющихся двух) является «Фронтекс», которая возникла путем объединения в ноябре 2003 г. нескольких разрозненных магазинов компьютерной техники Ярославля под единым брендом. Сейчас сеть «Фронтекс» включает в себя 5 магазинов в Ярославле и 4 магазина в городах Ярославской области, функ­ционирующие по системе франчайзинга. В составе данной сети есть как салоны, работающие в формате супермаркета, так и традиционные розничные магазины.

Также стоит отметить компанию «Тензор», которая осуществляет торговлю как через магазин «Тензор», так и через три своих салона под брендом «Цифра». Вместе с тем, судя по внушительному списку корпоративных клиентов, скорее всего, розничное направление является для этой фирмы далеко не основным.

Федеральные электробытовые сети представлены четырьмя магазинами «Эльдорадо» (в Ярославле, Рыбинске и даже в небольших Переславле-Залесском и Ростове), двумя — «Техносила» и одним — «М. Видео». В общем, набор достаточно стандартен и более чем ожидаем. Учитывая суще­ствующий охват и размер городов, особого развития данной составляющей в ближайшем будущем ожидать не приходится.

Довольно массово представлены в регионе федеральные компьютерные сети: «Белый Ветер Цифровой», КЕЙ, НИКС, «Неоторг», «Позитроника» и «Формоза-Ярославль». При этом у большинства по одному магазину, но у последних двух наблюдаются уже полноценные сети, в частности у «Формозы» их (магазинов) целых девять. Бы­стро растет в регионе сеть «Позитроника», так, недавно открылся новый магазин в Ростове. Формат нового магазина — 100 кв. м, и он стал седьмым в Ярославской области, кроме него функционируют два магазина в Ярославле, два — в Рыбин­ске, по одному — в Тутаеве и Угличе. Их общая торговая площадь составляет почти 1000 кв. м. В текущем году планируется открыть еще один магазин «Позитроника» в Переславле-Залесском.

Таким образом, очевидно следующее: хотя повсюду звучат утверждения, что локальная розница активно вытесняется федеральной, при текущей раскладке для Ярославского региона этот процесс вряд ли будет быстрым, и региональные компании здесь еще долго будут контролировать значительную часть продаж.

Рис. 3. «Насыщенность» компьютерной розницей различных городов Ярославской обл.

Интерес представляет также и распределение магазинов по населенным пунктам области. Как и следовало ожидать, большая часть точек продаж расположена в крупнейших городах — Ярославле и Рыбинске (см. рис. 2). Затем следуют Углич, на который приходится 9% магазинов, и Переславль-Залесский — 8%.

Вместе с тем, если сравнить эти данные с таблицей, то видно, что четкой корреляции между количеством жителей и числом магазинов не наблюдается. Например, Углич меньше Тутаева, но при этом компьютерных магазинов в нем втрое больше. Объяснением такой неравномерности может быть то, что в Угличе и Переславле-Залесском есть довольно развитая промышленность. Кроме того, тот же Тутаев находится между Рыбинском и Ярославлем, и его жителям есть, где выбрать компьютеры поинтересней. Ростов Великий тоже расположен недалеко от Ярославля. А Углич и Переславль-Залесский находятся относительно «на отшибе», являются локальными центрами, а значит, местным магазинам легче конкурировать с «центральными».

В заключение, сравнивая показатели «насыщенности» компьютерными магазинами различных городов (рис. 3), можно прийти еще к одному интересному выводу. Например, в Угличе на один магазин приходится 4,3 тыс. человек, а в Тутаеве — 14 тыс. Средний же показатель для региона в целом составляет около 10 тыс., причем дисперсия укладывается в разумные порядки.

То есть можно принять, что в таком «среднем» российском регионе на каждые 10 тыс. городского населения приходится 1 компьютерный магазин. Исходя из этого, прямая экстраполяция на Россию в целом дает, что у нас в стране может быть порядка 11 тыс. компьютерных магазинов. Это, конечно, очень грубая оценка, но она показывает, что магазинов у нас по‑прежнему очень и очень немало, так что вендорам и дистрибьюторам придется продолжать ломать голову, как выстраивать работу с таким огромным количеством партнеров.

1 Под магазином нами понимается торговый зал с витринами, размещенный в отдельном здании или торговом комплексе.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.