Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в I полугодии 2008 г.

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров (настольные ПК, ноутбуки, серверы стандартной архитектуры) в I полугодии составил около 4480 тыс. шт. При этом 65% продаж в натуральном выражении приходится на настольные ПК с учетом «самосбора», 32,9% — на ноутбуки и примерно 2,1% — на серверы.

По сравнению с тем же периодом 2007 г. продажи десктопов выросли на 6,6%, рост серверного сегмента составил почти 30%. Наибольший прирост объемов по-прежнему демонстрирует портативный сектор — продажи ноутбуков увеличились на 62,7%.

Лидирующую группу компаний на рынке ПК по итогам полугодия составили* Acer, Depo, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems.

Рисунок. Динамика соотношения объемов продаж настольных и мобильных ПК в натуральном выражении.

В сегменте ноутбуков в первую пятерку вошли* Acer, Asustek, Hewlett-Packard, Samsung и Toshiba.

В сегменте серверов лидируют компании* Depo, ETegro, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway.

Устройства визуализации

Мониторы. Общий объем рынка мониторов в первом полугодии достиг 3,6 млн устройств на сумму более 1 млрд долл. Показатели аналогичного периода прошлого года были превышены на 11 и 18% соответственно. При этом темпы роста продаж в натуральном выражении продолжают падать, тогда как денежные показатели дали даже некоторое увеличение темпов роста, что связано со структурным сдвигом данного рынка в сторону устройств больших диагоналей с широким форматом (16:10).

Доминирующим технологическим сегментом, как и год назад, остались 17- и 19-дюйм мониторы с SXGA-разрешением, но их доля сократилась еще на 18%. Наиболее значительные темпы роста продолжают показывать широкоформатные мониторы. Здесь основными точками роста являются 19-дюйм мониторы, которые позиционируются в качестве замены 17-дюйм устройствам стандартного формата, и 22-дюйм мониторы. Суммарная доля этих «широкоформатников» составила 27%.

Лидером российского рынка в I полугодии оставалась компания Samsung, на второе место снова вернулась LG, на третьем месте с минимальным разрывом — компания Acer. Во втором «эшелоне» наибольшую активность проявляли ASUSTeK, BenQ, NEC и ViewSonic*. На долю этих семерых вендоров приходится около 93% всех продаж в натуральном выражении.

Мультимедийные проекторы. Объем российского рынка мультимедийных проекторов (MMP) достиг 54 тыс. устройств, что составило почти 20%-ный рост относительно аналогичного периода прошлого года. В денежном выражении рынок превысил отметку в 75 млн долл., показав 13%-ное увеличение по отношению к предыдущему периоду. Рост мог быть и больше, если бы в первом квартале текущего года не было тендерного «затишья», которое обуславливалось некоторой социально-политической неопределенностью накануне президентских выборов.

Из основных технологических тенденций стоит отметить сокращение преимущества DLP-проекторов: их доля составила уже только около 51% рынка. Судя по активности ряда вендоров, поставляющих LCD-проекторы, данная тенденция продолжится.

По итогам полугодия лидером данного рынка стала компания Epson, кроме нее в первую тройку входят Acer и BenQ*. Стоит отметить и группу вендоров, также показавших значительные объемы продаж: NEC, Sanyo и Toshiba*.

Жидкокристаллические телевизоры. Объем российского рынка ЖК-телевизоров (в который мы включаем только полноцветные стационарные ТВ с диагональю 15 дюймов и более) практически удвоился по сравнению с предыдущим аналогичным периодом и почти достиг отметки 1,7 млн устройств. В денежном выражении продажи составили 1,7 млрд долл., что соответствует 75%-му росту относительно первого полугодия 2007 г.

Точкой основного роста, как и прежде, остаются телевизоры с диагональю 32 дюйма, на долю которых пришлось почти 35% всех продаж, второе место по популярности удерживают традиционные (4:3) 20-дюйм телевизоры, замыкают тройку «диагональных» лидеров устройства с диагональю 26–27 дюймов.

На рынке ЖК-ТВ продолжается борьба за первенство между компаниями Philips и Samsung, которые в первом полугодии суммарно контролировали более 56% рынка. Отметим еще целую группу брендов* — BBK, LG, Panasonic, Sharp, Sony, Toshiba, объемы продаж которых также были значительными.

Плазменные панели и телевизоры. По итогам полугодия рынок плазменных панелей и телевизоров достиг 211 тыс. шт. в натуральном выражении и 393 млн долл. — в денежном. Показатели предыдущего аналогичного периода были превышены на 132(!) и 66% соответственно. Такой взрывной рост в натуральном выражении стал возможен в связи с выводом на рынок панелей по крайне агрессивной цене и одновременным дефицитом на мировом рынке ЖК-панелей того же типоразмера.

Агрессивная ценовая политика производителей панелей не смогла не сказаться и на средневзвешенной стоимости, которая за год снизилась на 28% и составила 1865 долл. за устройство.

В структуре продаж традиционно преобладали плазменные панели с диагональю 42 дюйма, но в исследуемый период их доля продолжала уменьшаться. Однако если год назад она сокращалась под давлением больших диагональных групп, то в первом полугодии на сокращение повлияли панели с диагональю 32–37 дюймов и с базовым разрешением 852х480 точек.

В первую тройку входят LG, Panasonic и Samsung*, на них приходится примерно три четверти рынка.

Цифровые видеокамеры. На рынке цифровых видеокамер было продано около 343 тыс. устройств, что примерно на четверть меньше прошлогоднего результата. Однако в денежном измерении, в связи со смещением спроса в сторону камер с современными носителями по более высоким ценам, рынок «просел» не так сильно, — всего на 13%.

В первую пятерку, обеспечивающую продажи подавляющего большинства камер (более 95%), вошли Canon, JVC, Panasonic, Samsung, Sony*. Доли компаний за год незначительно изменились, доля некоторых лидеров, в частности Sony, чуть подросла.

Устройства hardcopy

Принтеры и МФУ. Суммарный объем рынка принтеров и многофункциональных устройств за первые 6 месяцев 2008 г. достиг 2,4 млн шт. и 517 млн долл. По сравнению с прошлым годом темпы роста продаж снизились и составили около 7% и в количественном, и в денежном выражении (аналогичные показатели первой половины 2007 г. были на уровне 13–14%). Помимо ставшего уже традиционным падения продаж струйных и матричных принтеров произошло заметное снижение спроса и на лазерные принтеры, поэтому весь прирост рынка печатающих устройств обеспечили настольные МФУ, впервые опередившие по количеству проданных устройств однофункциональные принтеры. Особенно заметно преимущество МФУ в струйном сегменте, где на них пришлось две трети продаж. Спад на рынке лазерных принтеров затронул все категории монохромных устройств производительностью до 30 стр./мин. В то же время спрос на высокопроизводительные и цветные принтеры продолжал расти, хотя и не такими высокими темпами, как год назад.

По количеству проданных принтеров и МФУ лидерство сохранили компании* Canon, Hewlett-Packard и Samsung.

Сканеры. В первом полугодии общий объем продаж планшетных сканеров составил 245 тыс. шт., причем темпы снижения спроса (на 13%) оказались такими же, что и годом раньше. В то же время в денежном выражении (13 млн долл.) объем рынка остался на прошлогоднем уровне. Различия в динамике этих показателей вызваны смещением структуры продаж в пользу более дорогих продуктов, а также увеличением средних розничных цен на некоторые массовые модели.

По итогам полугодия в тройку лидеров рынка сканеров вошли компании Canon, Epson и Hewlett-Packard.

Расходные материалы. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 14,2 млн шт. в натуральном выражении и 677 млн долл. — в денежном. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. рынок увеличился более чем на 35% в натуральном выражении и более чем на 50% — в деньгах. Совместимых картриджей (имеются в виду струйные картриджи для принтеров Canon и Epson) за первую половину года было продано 3,0 млн шт. на сумму 14,1 млн долл. Данный сегмент рынка показал падение — примерно на 14%.

Копиры. В I полугодии на нашем рынке было продано 98,4 тыс. копировальных устройств, что в денежном выражении составляет 134,3 млн долл. В штучном исчислении показатель продаж практически идентичен уровню аналогичного периода 2007 г., но в денежном — несколько выше за счет продолжающегося роста доли цифровых копиров. В деньгах на сегмент цифровых устройств пришлось более 93% рынка, тогда как в штуках — меньше 69%. Заметную роль на данном рынке играет сегмент опций, величина которого в первом полугодии составила 22 млн долл., т. е. почти 18% от объема, приходящегося на базовый комплект копиров.

По количеству проданных устройств в первую тройку входят компании* Canon, Kyocera и Xerox.

Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер было продано около 2,3 млн устройств (без учета «серых» поставок), что на 19% превышает показатель аналогичного периода 2007 г. Лидером продаж по разрешению в первом полугодии стали 8-Мп камеры, на них пришлось более 40%.

По количеству проданных камер первая пятерка изменилась, теперь в нее входят Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony*, место присутствовавшей ранее компании Nikon заняла марка Panasonic. Суммарно на продукцию этой пятерки пришлось более 80% рынка.

ИБП

В течение первой половины текущего года было продано около 1,2 млн ИБП., а в денежном выражении объем продаж составил почти 217 млн долл. Таким образом, показатели аналогичного периода 2007 г. были превышены на 10 и 9% соответственно. Характерно заметное снижение темпов роста данного рынка (в прошлом периоде аналогичные показатели роста составляли 15 и 34%), особенно это касается денежных показателей. И это произошло даже несмотря на значительное подорожание ИБП вследствие ряда факторов, основным из которых является повышение цен на сырье.

Следует отметить, что наблюдалось некоторое снижение продаж корпоративно ориентированных on-line ИБП, при этом значительно вырос off-line сегмент: в штуках увеличение составило почти 50%.

Лидером рынка, как обычно, стала компания APC by Schneider Electric, контролирующая около половины рынка в денежном выражении. Основными соперниками устройств производства APC by Schneider Electric на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* Ippon и PowerCom. На рынке «тяжелых» решений наряду с лидером наиболее ощутимы позиции компаний* Eaton Powerware, GE DE и Emerson Liebert.

При перепечатке данного материала или его фрагментов ссылка на «Бестселлеры IT-рынка» обязательна.

Координаты аналитической компании ITResearch: (495) 974-2260; e-mail: expert_market@itresearch.ru, www.itresearch.ru.

* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.