Структура российского рынка копировальной техники по сравнению с первым полугодием 2007 г. почти не изменилась1, что, в принципе, достаточно неожиданно на фоне совсем недавнего роста, но вполне закономерно, учитывая общемировую экономическую рецессию, которая уже и до нас добралась. Так, по итогам рассматриваемого периода было реализовано около 98 тыс. устройств на общую сумму 134,3 млн долл. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. в натуральном выражении спад продаж составил всего 1%: небольшое падение аналоговых копиров и некоторый рост цифровых почти сравняли общую динамику. Общие денежные показатели рынка выросли тоже незначительно, прирост составил 6,2%. Снижение объемов продаж в штучном выражении раньше обуславливалось сокращением поставок аналоговых копиров. Но в 2008 г. это падение замедлилось: за год объем реализованной аналоговой техники сократился всего на 10% (рис. 1) и по итогам первого полугодия на их долю приходится уже менее 32%. По-прежнему единственным поставщиком аналоговых копиров на нашем рынке остается компания Canon.

Говоря об игроках рынка, следует понимать, что при анализе общих показателей мы перечисляем компании, продававшие как аналоговые, так и цифровые устройства. А по­скольку аналоговые в больших объемах поставляет только Canon, то оценка вендоров по количеству проданных копиров немного необъективна (более подробно перечень ведущих производителей по каждому из сегментов приводится ниже, в соответствующих разделах). Но в общих показателях продаж лидируют компании2 Canon, Kyocera и Xerox, на долю которых приходится примерно 74% от всего объема проданных копиров. Кроме традиционных лидеров на российском рынке еще были заметны такие компании2, как Konica Minolta, MB, Ricoh, Sharp и Toshiba.

Рис. 1. Динамика продаж аналоговой и цифровой копировальной техники.

Рынок копировальной техники принято делить на два основных класса, аналоговые и цифровые аппараты, и первый из них, по крайней мере в нашей стране, все еще актуален. И ситуация в этих классах, а также в различных подсегментах цифровых устройств различается.

Аналоговые копиры

Этот сегмент стабильно представляют устройства FC-108 и FC-128 компании Canon, продажи которых хоть и снизились на 10% (в штуках) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но все равно занимают значимое положение. В первой половине 2008 г. на нашем рынке было реализовано 31 тыс. этих копиров. Пока «старички» не хотят отдавать нишу недорогих, надежных и простых офисных «трудяг» цифровым устрой­ствам, и процесс их замещения/ухода с рынка затягивается. По крайней мере, бестселлером прошлого года на рынке копиров опять была аналоговая модель Canon FC 1283.

Цифровые копиры/МФУ

Общий объем рынка цифровых копиров/МФУ за прошедшее полугодие оценивается нами в 67,4 тыс. штук. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. он вырос почти на 4% в натуральном выражении. Позиции лидирующих по количеству реализованной техники вендоров за прошедшее полугодие не изменились. По-прежнему в первую тройку входят компании2 Canon, Kyocera и Xerox, на долю которых в этом классе устройств в сумме приходится около 63% продаж.

Наиболее интенсивный рост отмечен в классе копировальных устройств цветной печати, где он составил впечатляющие 41%. Это указывает на то, что цветное копирование становится все более востребованным. В тройку лидеров в группе цветных уст­ройств, как и раньше, входят2 Canon, Konica Minolta и Xerox, которые контролируют большую часть продаж. Также был весьма заметен рост в подсегменте копиров для средних рабочих групп (сегмент 2, 21–44 стр./мин): их продажи в натуральном выражении за год увеличились более чем на 34%. По другим подсегментам наблюдается прирост, но незначительный — около 3–4%. Особенно же низким данный показатель оказался для наиболее массовых персональных устройств со скоростью копирования до 20 стр./мин, здесь произошло падение продаж на 1%.

Рис. 2. Динамика продаж копиров/МФУ в различных сегментах рынка.

В группе устройств для промышленной печати отмечен рост продаж на 3%, однако ее рыночная доля по-прежнему невелика.

Опциональные устройства

Заметная часть рынка копировальной техники традиционно приходится на опциональное оборудование. В первом полугодии 2008 г. совместно с копирами/МФУ на российском рынке было реализовано дополнительных устройств на общую сумму 22,1 млн долл., так что суммарный объем рынка вместе с дополнительным оборудованием составил почти 156,4 млн долл.

Основная масса продаж, как обычно, приходится на группу персональных устройств и копиров для малых рабочих групп (более половины всего рынка опций в денежном выражении). Далее следуют опции для устройств средних рабочих групп, третье место принадлежит опциональным устройствам для цветных машин. Замыкают список дополнительные устройства для больших рабочих групп и промышленной печати, на долю которых приходится всего около 5% продаж в деньгах.

Рис. 3. Динамика продаж опциональных устройств для цифровых копиров (в деньгах).

Анализируя динамику продаж опциональных уст­ройств, можно заметить постепенное снижение объемов этого рынка, в частности, за последний год падение составило 9% в денежном выражении. Можно предположить, что в последнее время некоторые крупные производители стараются «подстроиться» под покупателя и выпускать на рынок разнообразные модификации одной и той же модели с уже встроенными дополнительными модулями. Таким образом, происходит естественное снижение спроса на определенные опциональные устройства. Наши консультации с участниками рынка показали, что одни вендоры придерживаются такой политики. Другие же придерживаются принципа модульности конструкции аппарата и, наоборот, уходят от полного конфигурирования. В результате отмеченная тенденция пока не имеет однозначного толкования. Мы будем следить за ее развитием.

1 В этой статье мы анализируем продажи на российском рынке аналоговых и цифровых копиров в первой половине 2008 г. Предыдущую статью на эту тему — «Копиры все еще востребованы» — см. «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 2, с. 46.
2 Перечислены в алфавитном порядке.
3 См. «Бестселлеры 2007 года», «Бест­селлеры IT-рынка», 2008, № 2, с. 6.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.