Во времена, предшествующие кризису, общий интерес к рынку настольных ПК несколько поугас. Связано это было с тем, что этот подсегмент компьютерного рынка вышел, что называется, на плато и стал неумолимо приближаться к завершающей стадии своего жизненного цикла. По крайней мере в развитых странах он сдал лидирующие позиции ноутбукам даже в штучном выражении, не говоря уже о монетарном.

Однако с разрастанием экономического кризиса стало понятно, что этот старый рынок более устойчив к влиянию макроэкономических потрясений. Спад в десктопной области оказался не столь разительным в сравнении с падением темпов роста сегмента мобильных компьютеров. Конечно, основа устойчивости рынка настольных ПК заключается в значительности его части, приходящейся на потребление организаций, — фактически более половины их продаж уходит на комплектацию рабочих мест. Однако и в области ретейла заметно, что в IV квартале 2008 г. десктопы вернули себе часть доли, отвоеванной у них прежде ноутбуками. (Более конкретно — см. статью «Российский ИТ-рынок в 2008 г.» на с. 4 этого номера.)

Десктопы в массе своей превосходят ноутбуки по соотношению цена/производительность. Значимости упомянутого фактора еще никто не отменял, что бы ни говорили про «мобилизацию» парка. И при снижении покупательской способности его важность с очевидностью увеличивается, делая возможным локальный ренессанс розничного десктопного рынка. В отдаленном будущем этот ренессанс может быть частично поддержан распространением нетбуков, которые, например, у пользователей возьмут на себя функцию мобильного дополнения к десктопам.

Если взглянуть со стороны производителей, в настоящий момент продажа комплектующих для сборки настольных ПК для многих представителей компьютерного канала является чуть не единственной возможностью заработать — те же ноутбуки, мейнстрим-модели, продавались хорошо если в ноль. Это видно по итогам зимних месяцев. Плюс десктоп, как, в массе своей, продукт, собираемый в России, причем в значительной степени малосерийно или просто поштучно под заказ, более удобен для работы в труднопрогнозируемый период: здесь много степеней свободы по оперативной смене номенклатуры, менее критичен факт возврата товара с реализации (можно пересобрать) и т.д. Кроме того, часть рублевого взаимозачета на всех уровнях производственно-сбытового процесса здесь больше, чем при поставках чистого импорта. Короче говоря, в текущей ситуации по ценам и возможностям оперативного регулирования предложения российские десктопы явно превосходят любые товарозаменители.

Сейчас, пожалуй, рановато говорить о процессе импортозамещения как о глобальной тенденции — актуальная политика российских финансовых властей пока этому моменту, мягко говоря, не способствует. Хотя, как мы увидим это ниже, в момент кризисного шока крупные российские сборщики в сегменте десктопов резко вернули себе часть позиций, но шок — он на то и шок. В будущем же (чем черт не шутит) печальная ситуация с российским производством может и нормализоваться. Ведь можно вспомнить, что именно девальвация 1998 г. привела структуру рынка компьютеров к виду сегодняшнему: крайне деконцентрированному, с превалированием внутреннего производства. И ни рост спроса последних лет, ни усилия наших крупных сборщиков плюс импортеров ПК не смогли эту схему сломать. Хотя ведущие бренды отвоевали у локальных игроков часть потребления, но не сказать, что критичную. С другой стороны, сегмента ноутбуков тогда, в 1998-м, считай, что не существовало, и речь шла исключительно о борьбе «красной» и «белой» сборки. Сейчас же ситуация абсолютно иная, т.е. сегодня добавляется вопрос с форм-фактором. Попытки же наших производителей заняться сборкой еще и ноутбуков пока не впечатляют.

Как бы то ни было, сегодня у нас, безусловно, есть повод поинтересоваться происходившим на розничном рынке десктопов ранее, дабы знать, на что опираться в дальнейшем.

В данном материале представлены результаты исследования полок магазинов федеральных розничных сетей в Москве. Мониторингу подвергались настольные ПК, выставленные на полках сетей «Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», «Мир», Media Markt, «Белый Ветер — Цифровой», Polaris, «СтартМастер», «Ашан» и Metro. В обзор включены результаты шести последних волн исследования — начиная со второй половины 2007 г. до конца 2008 г. С точки зрения количества исследуемых торговых точек всех сетей выборка была постоянной — мониторилось по 73 магазина.

Данные по общему количеству предложений десктопов на всей выборке полностью подтверждают сказанное ранее: в среднем оно снижалось на протяжении всех предшествующих кварталов от уровня 890 до 780 шт. на III квартал 2008 г. Но в кризисном четвертом объем резко возрос до 1000 предложений. Одно только это явно подтверждает тезис об увеличении интереса рынка к рассматриваемому виду продукции.

Что касается конкурентной борьбы крупных вендоров за прилавки федеральных сетей, то ситуация хорошо видна на рис. 1.

Рис. 1. Динамика представленности настольных ПК крупных вендоров в московской рознице.

Как не раз отмечалось, на протяжении последних двух лет активность зарубежных компаний по домашним десктопам значимо росла. Главным игроком здесь была Acer, вышедшая в какой то момент на лидирующие позиции. Уже в этом году на полках начали появляться настольные ПК и от Hewlett-Packard. Лидеры отечественной сборки в тот же период снижали свою активность. Особенно заметно оказалось снижение представленности системных блоков Depo — в какой то момент злые языки уже начали говорить чуть ли не об уходе компании из данного сегмента. Другие игроки также не блистали показателями, исключая разве что K-Systems. Эта компания расширила производственные мощности, запустив площадку в Калининградской области, и начала активно наращивать свое присутствие.

Но во втором полугодии прошлого года, и чем дальше в кризис, тем больше, рекогносцировка начала резко меняться на обратную. Все отечественные сборщики повысили свою представленность в канале. K-Systems стремительно увеличила свою долю на полках до 27% — высота, на рассматриваемом временном отрезке никем не достигнутая. Компания Depo также вспомнила, что вообще-то именно она — многолетний лидер десктопного рынка РФ, и прервала негативный тренд. Общая же представленность импортеров в целом снизилась.

На рис. 2 представлено долевое распределение предложений по различным группам. Порядка ради стоит перечислить «личный состав» «команд». Мировые компании: Acer, Apple, Dell, FSC, HP, Sony (моноблоки); ведущие российские компании: Depo, Excimer, Kraftway, K-Systems. И остальные поставщики: Desten, Exciland, ISM, NT, Prestigio, StartMaster.

Рис. 2. Долевое распределение числа предложений десктопов по различным группам вендоров.

Добавить к сказанному выше, тут в общем-то нечего — рис. 2 наглядно подтверждает высказанный нами выше тезис.

Теперь посмотрим на ценовой фактор. Все последние годы в полном соответствии с покупательской способностью потребительского сектора рынок двигался в сторону увеличения продаж более дорогих конфигураций. На самом деле потребительская способность российского спроса тут лишь один из факторов. Глобальный рынок настольных ПК и компонентов для них сам по себе развивался в направлении увеличения базовой производительности. Явственно снижалась доля low-end-конфигураций как в предложениях, так и в реальных продажах. Безусловно, важнейшим фактором стало распространение многоядерных ЦПУ. Среди внешних для сегмента факторов следует упомянуть давление ноутбуков на младший ценовой сегмент настольных ПК, в то время как старший оставался более-менее свободным от этого влияния.

Средняя цена на системный блок (рис. 3) росла в полном соответствии этому процессу. Прекращение тренда в последние кризисные кварталы — это пока не приостановка тенденции к росту продаж высокопроизводительных системных блоков, а скорее результат увеличения доли ПК российского производства, как видно, в среднем более дешевых, чем предложения импортеров.

Рис. 3. Динамика средней цены десктопов.

То есть в начале кризиса потребитель сперва начал переориентацию на более дешевые бренды, а уступать в требованиях к общему техническому уровню продукции по большей части не спешил. Видно, например, что средние цены на предложения Depo и K-Systems, например, очередной раз повысились в завершающем квартале 2008 г. Рост средней стоимости Acer во многом связан с ориентацией этой компании на мощные игровые машины. Резкое снижение средней цены на HP, и вообще большую флуктуацию цен на продукцию этой компании, можно частично объяснить тем, что компания вышла на этот рынок относительно недавно, число ее предложений все же пока не столь велико и в целом, и по количеству сетей, на чьих полках вообще стоят Pavilion и Compaq Presario. (Вторая — более дешевая потребительская линейка в модельном ряду HP — появилась как раз в последнее время.) В таких условиях — одна большая поставка в крупную сеть, и структура предложения по моделям резко меняется, как следствие, меняется и средняя цена. Во второй половине прошлого года, например, для этого вендора ощутимо влияние партнерства с «Эльдорадо» — сетью с бюджетной политикой.

На рис. 3 усредненные цены приведены в рублях, при этом не учтена инфляционная и курсовая составляющая, а эти факторы, конечно, оказывают существенное влияние на стоимостную картину. Но на протяжении последних двух лет рубль, как известно, укреплялся по отношению к инвалюте, следовательно, рост цен, кроме инфляции, обусловлен был внутрисегментными причинами, о каковых сказано выше.

В кризисное время динамика курсов валют резко сменилась на обратную, и рост рублевых цен на импортируемую продукцию в данном случае естественен.

А что же происходило со структурой спроса в технологической части? На рис. 4 показано, довольно грубо, распределение предложений десктопов по процессорам, вернее, по классам процессоров, в основном устанавливающихся в системные блоки разного уровня.

Рис. 4. Долевое распределение предложений десктопов по классам процессоров.

С одной стороны, на протяжении прошлого года видно увеличение четырехъядерных и «экстремальных» (на базе Core 2 Extreme) предложений. Такой резкий рост верхнего сегмента фактически с момента выпуска соответствующих моделей процессоров ранее на рынке не встречался. Да, во все времена обновление компонентной базы ПК происходило динамично, постоянно выходили новые, дорогие модели, а цены на устаревающие снижались. Но нельзя припомнить, когда бы ранее за один год дорогостоящим новинкам удавалось занять до 40% розничных предложений. Сегодня же мы это видим.

С другой стороны, уже в IV квартале заметен некоторый, довольно малозначимый, но все же прирост доли процессоров и нижней ценовой группы, по крайней мере — прекращение спада, но о резком снижении спроса на дорогие машины речи на конец IV квартала опять же не шло.

Вообще, если говорить о возможности смещения спроса в связи с кризисом в сектор low-end, — казалось бы, очевидный момент, но, как мы видим, процесс этот далеко не резок. Видно пока как раз иное: часто происходит так, что потребители, ориентированные на нижнюю с технической точки зрения часть предлагаемого спектра моделей, вообще откладывают покупку. А вот для потребителя более обеспеченного покупка товара в целом пока проблемы не представляет, но разбрасываться деньгами, конечно, он тоже сегодня не намерен. И до поры до времени ищет товар, согласно своим привычным представлениям о собственных нуждах в области базовых его свойств, но готов поступиться вторичными вопросами, дополнительными опциями и уж точно — брендом, дизайном, дополнительными сервисами и т.д. Плюс более активно ищет варианты торгового дисконта. По многим рынкам товаров долговременного пользования такая структура спроса по итогам зимы уже видна.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.