По данным аналитической компании ITResearch в 4-м квартале 2021 года общие поставки ПК (настольных ПК и ноутбуков) в России составили 2,47 млн шт. Это на 8% больше, чем за 4-й квартал 2020 г.. Основной рост по-прежнему достигнут основном за счет высоких поставок ноутбуков.

По итогам всего 2021 года объем рынка в России составил 7,94 млн устройств с динамикой +2% к уровню 2020 г. 

Десктопы

Настольные ПК показали снижение по итогам традиционно высокого 4-го квартала года. Всего было поставлено 1,11 млн десктопов, что примерно на 3% хуже, чем годом ранее.

Розничная составляющая чувствовала себя относительно стабильно, как и закупки сектора СМБ. Хуже было положение с поставками в госсектор: в связи с общей направленностью на импортозамещение многие заказчики пытались переключиться на отечественные решения. Однако реальное предложение не всегда соответствовало спросу, ряд законодательных инициатив в этой области выглядел довольно противоречиво, и объявление тендеров откладывалось до прояснения ситуации.

Продаже в подсегменте десктопов-моноблоков составили в четвёртом квартале около 120 тыс. устройств, также с отрицательной годовой динамикой: те же −3%, но в данном случае, скорее, из-за товарного дефицита.

Лидерство по поставкам в натуральном выражении в настольной сфере по итогам 4-го квартала принадлежит Lenovo. Также в лидирующую группу вошли компании Acer, Depo, iRu, HP (перечислены в алфавитном порядке.). В сумме ведущие компании продали в РФ за квартал порядка 30% всех десктопов.

За весь 2021 год продажи настольных ПК составили 3,48 млн — почти столько же, что и в 2020 г.  (формальное снижение на 0,3%). Лидером осталась компания HP, за ней (в алфавитном порядке) следуют Depo, DNS, iRu и Lenovo, суммарная доля лидирующей пятерки — 31%.

Ноутбуки

Ноутбуки в 4-м квартале показали неплохой рост, поскольку спрос на них остается высоким. Всего за квартал было продано 1,35 млн мобильных ПК, с годовой динамикой почти 19% к уровню последнего квартала 2020 г.

За 2021 год в целом было поставлено 4,46 млн ноутбуков — на 4,6% больше, чем годом ранее. И это при том, что из-за «удаленки» прошлый год был периодом реального бума продаж. Чувствовалось, что продажи ноутбуков могли быть еще больше, но мешал глобальный дефицит. В конце года многие поставщики описывали ситуацию с поставками как «хуже и быть не может». Как показала жизнь — они ошибались.

При этом спрос явно тяготел к более продвинутым комплектациям, к игровым и профессиональным моделям с процессорами уровня от i5/Ryzen 5 и дискретной видеокартой. Но это, понятно, общемировая тенденция. Поэтому на нашем локальном рынке по самым ходовым позициям продвинутых ноутбуков наблюдалась недостача. В условиях растущих рублевых цен потребитель вынужден был соглашаться на приобретение и более дешевых моделей. Последние были в большей доступности из-за сокращения спроса на них на развитых рынках.

Лидером рынка ноутбуков по итогам 4-го квартала осталась компания HP. Также в пятерку вошли Acer, Apple, Asus и Lenovo (перечислены в алфавитном порядке). Список лидеров по итогам года выглядит так же, причем впервые в составе первой пятерки в России оказалась Apple.

В сумме лидеры продали около 75% ноутбуков в России. И эта величина на 6 процентных пунктов ниже, чем годом ранее. Все дело в росте общей доли устройств от «импортозамещающих» отечественных производителей, чьи показатели во второй половине 2021 г. существенно выросли за счет поставок в госсектор, особенно в сферу образования.

Сводные итоги 2021 г. в основных сегментах российского ИТ-рынка от аналитической компании ITResearch будут представлены в ближайшее время в специальной публикации.