В заголовок материала с анализом итогов 1-го квартала 2020 г. на рынке принтеров и настольных МФУ было вынесено предположение, что он может оказаться лучшим в году по объему продаж. И показатели второго квартала не противоречат этому. Всего за апрель — июнь, согласно данным аналитической компании ITResearch, в России было продано 487.2 тыс. устройств, что почти на 6% меньше, чем за первые три месяца года. Однако, по сравнению со вторым кварталом предыдущего года, рынок в количественном выражении заметно вырос, на 11,9%, а его объем в деньгах остался примерно на том же уровне, что и год назад — 107 млн долл.

Нулевые темпы роста в деньгах при заметном увеличении количества проданных устройств связаны как со структурными изменениями, так и ценовой эрозией в некоторых категориях устройств. Одним из трендов, отмеченном и при анализе итогов 1-го квартала года, остается смещение потребительского спроса на менее дорогие устройства, отражающее падение платежеспособности и среди домашних потребителей, и в малом бизнесе.

Характерной особенностью второго квартала стала сильная неравномерность динамики продаж в отдельных сегментах рынка. Так, основной вклад в его рост внесли струйные устройства, которых было продано на 40% больше, чем год назад, а для лазерного сегмента этот показатель был в десять раз меньше, всего 3,8%.

В лазерном сегменте возобновилось и «наступление» принтеров, которое неоднократно отмечалось в прошлом году. Принтеры заметно потеснили многофункциональные устройства, сократив их долю в общем объеме продаж лазерных устройств с 63% во втором квартале 2019 г. до 57%, самого низкого показателя за последние пять лет. Всего в сегменте было продано 350,4 тыс. принтеров и настольных МФУ, а в тройку лидеров по количеству проданных устройств вошли компании Brother, HP и Pantum.

В струйном сегменте произошел заметный сдвиг структуры продаж в пользу моделей МФУ начального уровня (с ценой до 100 долл.), которых было продано на 80% больше по сравнению с прошлогодним показателем. Это можно считать одним из следствий увеличения числа пользователей, работающих в удаленном режиме из дома. Кроме того, учитывая возможности МФУ по оцифровке материалов и их невысокую цену, повышение интереса к ним может оказаться одним из факторов падения продаж планшетных сканеров во втором квартале.

Всего за второй квартал было продано 136 тыс. струйных устройств, на 40% больше, чем годом раньше, но все же меньше, чем в первом квартале, как и положено по сезонному фактору. Основной вклад в этот рост внесли многофункциональные устройства, а сегмент струйных принтеров, как и в предыдущие периоды, оказался более консервативным и увеличение продаж в нем (год к году) составило всего около 1,5%.

Рост объема этого сегмента в деньгах — на 25% против прошлого года —

оказался заметно меньше, чем в штуках, что отражает как структурные изменения в пользу МФУ начального уровня, так и небольшое снижение цен на ряд моделей струйников. В целом этот показатель составил 20,1 млн долл. В принтерном сегменте доминировали продукты компании Epson, а в сегменте МФУ — продукты Canon и HP.