Аналитическая компания ITResearch подвела итоги 4-го квартала на российском рынке ноутбуков. Общий объем продаж составил около 1,1 млн. устройств. Это на 2,3% меньше, чем в четвертом квартале 2018 года. В сравнении с третьим кварталом 2019 г. динамика рынка улучшилась, однако в формате год/год все равно осталась в «красной» зоне.

В целом за 2019 год было продано 3,4 млн ноутбуков, что на 5,3% хуже показателей 2018 года. Основными причинами снижения видятся ухудшение платежеспособности спроса в розничном секторе, а также дефицит комплектующих (процессоров) на протяжении последних кварталов.

С другой стороны, низкие показатели четвертого квартала, в частности негативная динамика в декабре, говорят о том, что склады на следующий год не затоварены. Это открывает перспективу к росту уже в первом квартале текущего года.

На протяжении 2019 года происходил структурный сдвиг номенклатуры в направлении более производительных комплектаций ноутбуков. Вклад устройств на бюджетных процессорах (Celeron/Pentium серии N и т. п.) снизился до 11% в четвертом квартале, а в целом за год — на18%.

Доля бюджетных моделей (средней ценой ниже 20 тыс. рублей) сильно сократилась — с 23% в первом квартале, до 10% в четвертом (в штучном выражении). Продажи более дорогих моделей ( от 50 тыс. руб.) наоборот выросли с 25% в первом квартале до 35% в четвертом.

На протяжении года компания AMD удачно использовала производственные проблемы Intel и собственный возросший технологический уровень. Общая доля моделей на базе процессоров этого вендора как по 4-му кварталу, так и по году в целом, составила 26%. При этом к концу года стало явно заметно усиление присутствия в товарном ассортименте именно старших процессоров Ryzen, и проникновение этих чипов в товарные ниши, ранее полностью занятые Intel, например, в сектор «ультрабуков».

По итогам 4-го квартала лидерство среди вендоров вернулось к HP, далее следуют Lenovo и Acer. По году рейтинг лидеров такой же. Вместе эти компании продали 66% всех ноутбуков в конце года и 67% по году в целом.

На сократившемся рынке единственным вендором показавшим рост отгрузок в сравнении с 2018 г. оказался Acer. Недаром, российское подразделение компании было отмечено вендором на внутрикорпоративном уровне.