Аналитическая компания ITResearch представила итоги продаж на российском рынке печатающих утсройств в 4 квартале 2015 г. и за 2015 г. в целом.
По сравнению с предварительными результатами 4 квартала итоговые цифры практически не изменились. По уточненным данным, за последние три месяца 2015 г. было продано 828.3 тыс. принтеров и настольных МФУ, что на 32.3% меньше, чем в 4-м квартале 2014 г. В денежном выражении объем рынка в 4-м квартале составил 128.3 млн. долл., сократившись за год на 38.2%.
Против обыкновения, продажи в струйном сегменте, рыночная доля которого в штуках в конце года обычно заметно возрастала, сократился несколько больше, чем лазерный (соответственно, на 40.1% против 36.3%), что объясняется главным образом аномально высоким спросом на струйники в конце 2014 г.
В целом за 2015 год было продано 2.5 млн принтеров и настольных МФУ, а денежный объем рынка составил 391.6 млн долл. Это соответствует падению продаж в штуках на 30.7% и в деньгах – на 44.2% по сравнению с 2014 годом. Это был самый глубокий спад за последние годы, который, как уже неоднократно отмечалось, был вызван отнюдь не снижением потребности в печатающих устройствах, а значительным ослаблением рубля и, как следствие, падением платежеспособного спроса в основных потребительских сегментах.
В то же время 2015 г. можно охарактеризовать как «год адаптации» участников рынка к изменившимся внешним условиям, о чем свидетельствует динамика квартальных продаж.
После ажиотажных закупок в конце 2014 г. и «ценового шока» начала 2015 г., нарушившего сезонную динамику, продажи пошли вверх и в лазерном и в струйном сегментах. Этому способствовало нарастающее давление отложенного спроса, заставившее поставщиков быстрее адаптироваться к новой ценовой конъюнктуре.
В лазерном сегменте, в котором в общей сложности было продано 1.77 млн принтеров и настольных МФУ, положительная динамика от квартала к кварталу наблюдалась во всех категориях устройств. Однако при этом сохранялась и основная тенденция к смещению спроса в пользу более производительных устройств. Если в начальной категории монохромных устройств производительностью до 20 стр./мин продажи в течение года возросли на 75%, то в более скоростных подсегментах – больше, чем вдвое. Значительно менее динамичным оказался рост продаж цветных устройств.