Компания GFK Россия представила основные показатели развития российского рынка бытовой техники и электроники в 1 квартале 2015 г.

Потребление БТиЭ уменьшилось на 26% в натуральном и 15% в денежном выражении. Единственным сектором, показавшим рост (+ 1,8% в денежном выражении), оказался сегмент телекоммуникаций. Здесь позитивную роль играет сегмент смартфонов. Спрос на них хоть и уменьшился по сравнению с первой половиной 2014 (- 6% в штуках), однако это сейчас по существу единственное устройство, которое потребитель регулярно обновляет - раз в год или даже в полгода.

На этом фоне крайне негативно выглядит двузначная отрицательная динамика в других категориях цифровой электроники: сектор IT и оргтехнике упал на 21% в денежном выражении, а фото- и видео-техника – вообще на 32%. Продажи телевизоров также сильно упали (на 30%), и даже характеристики «Смарт-ТВ» и «Сверхвысокое разрешение» не могут стимулировать сейчас потребительский спрос.

Рынок мобильных компьютеров уменьшился на треть по сравнению с аналогичным показателем 2014 г., причем наиболее сильное падение ( -40%) показал его основной подсегмент - 15-дюймовые ноутбуки. Уменьшились продажи планшетов. Единственный подсегмент здесь, который растет - планшетные компьютеры х86, который увеличился более чем на четверть. Однако это не очень показательно, поскольку высокие темпы роста этого по сути зарождающегося сегмента объясняются очень низкой базой прошлого года.

Аналитики объясняют столь негативную динамику увеличением цикла обновления техники, что в свою очередь вызвано резким повышением цен на товары БТиЭ. Скачок цен в среднем составил 38%.

Другой заметный тренд - расслоение спроса между крупными городами и остальной частью России. Продажи бытовой техники и электроники в Москве опережают остальной рынок. Здесь оседает более трети средств, которые тратятся в России на мобильные и планшетные компьютеры, а также бытовую электронику. Если в Центральном регионе и городах-миллионниках выросла доля премиум товаров, то в средних и малых городах России наибольшая доля потребительских трат приходится сейчас на базовые модели.