По данным исследовательского агентства Strategy Analytics, в 2013 г. впервые выручка операторов от SMS и MMS во всем мире снизилась на 4%, до 104 млрд долл. Ожидается, что к 2017 г. этот показатель упадет на 20%. Самым успешным для сотовых компаний с точки зрения доходов от услуг SMS и MMS, согласно Strategy Analytics, оказался 2012 г.

Снижение доходов связано с тем, что современные пользователи мобильных устройств все стали больше общаться друг с другом при помощи мессенджеров, вроде WhatsApp, Line Messenger и WeChat. Они бесплатные и требуют лишь подключения к Интернету. На этом фоне услуги SMS и MMS становятся менее востребованными.

Наиболее заметно выручка от продажи "смсок" и "ммсок" будет снижаться в регионах с высоким уровнем проникновения телефонов и пользователей мобильного Интернета. К примеру, в Северной Америке и Западной Европе, согласно прогнозу Strategy Analytics, доходы операторов от подобных услуг через три года снизятся на 38 и 28% соответственно.

По словам Дэвида МакКвина, директора по исследованию медиа и рынка приложений Strategy Analytics, это позитивный момент для абонентов, поскольку сотовым компаниям придется оптимизировать свои тарифные планы и более гибко подходить к формированию цен на SMS и MMS. Чтобы смягчить спад, мобильным операторам необходимо предпринимать различные меры, и кроме активного включения бесплатных SMS в тарифные планы это еще и переход на расширенные мультимедийные услуги (Rich Communication Services, RCS).

Платформа RCS позволяет обмениваться файлами, совершать видеозвонки и пользоваться IP-мессенджерами, она может стать альтернативой ОТТ-сервисам. В настоящее время проект межоператорские услуги RCS развиваются под брендом JOYN. Этот проект запустили 9 операторов в 5 странах, и пока сервис предоставляется в бесплатном или условно-бесплатном режиме. В создании RCS участвуют крупнейшие мировые рператоры: AT&T, Deutsche Telekom, Orange, Orascom Telecom, TeliaSonera, Verizon, Vodafone.

Однако в Strategy Analytics убеждены, что RSC-услуги не помогут компенсировать спад доходов от SMS и MMS. По прогнозу компании, к 2017 г. сервисами RCS будут пользоваться около 180 млн абонентов во всем мире.

Ранее в исследовательской компании Ovum подсчитали, что только в 2012 г. из-за популярности приложений со встроенным чатом операторы не досчитались SMS-выручки в размере 23 млрд долл. Убытки будут расти вместе с количеством сообщений, посылаемых через интернет-мессенджеры. К 2014 г. таковых будет насчитываться свыше 50 млрд штук, в то время как приверженцы привычных текстовых SMS-сообщений отправят их чуть более 21 млрд штук, так что ситуация складывается явно не в пользу последних.