Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования рынка цифрового контента* в России и мире по итогам 2012 г. В Росси в 2012 г. рынок цифрового контента по ее данным составил 1,4 млрд долл., а к концу 2016 г. ожидается рост объема рынка до 2,5 млрд долл. Продажи контента через мобильные устройства, включая смартфоны, планшеты и пр., составили около 29%.

Основными драйверами роста рынка цифрового контента во всем мире аналитики компании называют видео и мобильный контент. Самыми быстрорастущими сегментами цифрового контента 2012 г. стали видео и мобильная музыка — рост данных сегментов в 2012 г. составил около 62% и 99% соответственно.

Основным каналом доставки цифрового контента до потребителя на сегодня, по мнению компании, являются контентные площадки в Интернете — магазины музыки, сайты доступа к платному видео, игровые контентные площадки и др. Существуют также смешанные площадки, которые предлагают как музыку, так и электронные книги и иные виды контента.

Кроме того, в последнее время появились новые модели потребления цифрового контента: одним из ведущих и перспективных устройств для потребления цифрового контента являются игровые приставки (консоли). Это специализированные устройства, с технологической точки зрения представляющие собой компьютер, оптимизированный под игровой и развлекательный контент. Несмотря на то что изначально игровые приставки предназначались в первую очередь для игрового контента, в настоящее время зона их применения существенно расширяется. Приставки стали играть роль домашнего медиа-центра, воспроизводить видео (проигрывать оптические диски), скачивать и воспроизводить контент через Интернет, служить set-top box для цифрового телевидения.

На рынке цифрового контента в России компания выделяет три основных вектора развития:

Мобильная музыка — самый яркий канал распространения музыкального контента по итогам 2012 г. Доля мобильной музыки на российском рынке онлайн-музыки составляет не менее 19%. В этом сегменте достигнуты хорошие результаты по продажам аудиоконтента — 173%-ый прирост за 2012 год, в первую очередь за счет выхода на российский рынок международного игрока Apple.

Онлайн-видео — один из самых быстрорастущих сегментов: темпы его прироста по итогам 2012 г. составили 116% в целом по рынку онлайн-видео и 143% — в сегменте мобильного видео. Операторы связи и другие игроки рынка активно развивают предоставление услуг по продажам видеоконтента. В свою очередь, крупные медиахолдинги создают собственные web-ресурсы для монетизации видеоконтента. На рынке появляются различные модели монетизации, но на данном этапе развития преобладает условно-бесплатная модель, которая способствует росту аудитории и привлечению рекламных бюджетов в данный сегмент.

Электронные книги — один из наиболее перспективных сегментов рынка. По прогнозам экспертов компании, российский рынок электронных книг к 2016 г. увеличится до 19 млн долл. Пик развития данного рынка придется на конец 2013 г., когда доходы составят 13,3 млн долл. Мобильные книги также набирают обороты в связи с ростом рынка продажи мобильных устройств, в том числе и специализированных.

* В данном исследовании представлен рынок продаж цифрового медиа-контента через Интернет и другие дистанционные каналы связи, без учета распространения цифровых медиа-продуктов через физические носители.