Компании Mail.Ru Group и аналитическая фирма Nielsen на совместной пресс-конференции представили данные своих исследований по рынкам сервисов мобильного Интернета в России и мире, ориентируясь, главным образом, на использование этих сервисов пользователями смартфонов.

По данным Nielsen, мировой рынок мобильных интернет-услуг коренным образом меняет распределение использования мобильных сервисов в пользу передачи данных и общения в социальных сетях. Так, в Великобритании, где в среднем смартфоном пользуются 83,5 мин в день, на звонки тратится всего 7 мин, а вот на приложения – 73% этого времени и 30% – на общение в социальных сетях (доля серфинга оценивается в 11%). При этом трафик мобильных данных в мире постоянно растет. В Западной Европе он составляет около 47% от общего объема трафика, а в Восточной и Центральной Европе – 83%. Характерно, что большая часть мобильных данных передается не по 3G-сетям, а по Wi-Fi, например, в Великобритании – до 73%.

В то же время аналитики Nielsen отмечают, что большинство населения, особенно в развивающихся странах Азии (включая Индию), пользуется простыми мобильными телефонами: проникновение смартфонов в этих странах составляет около 20%. Исключением стал Китай, где этот показатель превысил 60%.

Эксперты Nielsen полагают, что в развитых странах смартфон становится неотъемлемым инструментом при шоппинге (в Германии уже 24% абонентов считывают с его помощью штрих-коды товаров, а в Великобритании 18% пользователей занимаются сравнением цен в магазинах). В исследовании подчеркивается рост влияния мобильного Интернета на покупки, поэтому все больше средств компании тратят на мобильную рекламу: по данным Nielsen, в 1-м кв. 2013 г. объем мирового рынка мобильной рекламы составил 16 млрд долл.

Отдельное исследование* Nielsen касалось российского рынка. Согласно этому исследованию, российские абоненты в основном используют свои устройства для передачи SMS (90%), электронной почты (72%), а также применяют разные типы мессенджеров (64%). Серфинг у наших соотечественников не так популярен, как за рубежом – около 90% респондентов занимается им всего 1 раз в неделю. Но, как и во всем мире, доступ по Wi-Fi используется чаще (56% респондентов), чем по сетям 2G/3G (44%). Характерной особенностью российского потребителя является приверженность к развлекательным приложениям (12 из 18 обычно размещенных на экране), а также явное предпочтение российских социальных сетей перед мировыми брендами (Facebook и др.). При этом 47% респондентов указали, что они сократили использование телефонии в пользу социальных сетей.

По данным аналитиков Mail.Ru Group (исследование проводилось на базе собственной статистики сайта и его поисковой системы), прирост пользователей мобильного Интернета с августа 2012 г. по август 2013 г. составил почти 54%. Профиль пользователей мобильного Интернета несколько смещен в сторону мужской аудитории (53% против 47% у женщин), тогда как для стационарных пользователей Сети картина прямо противоположная (47% мужчин против 53%). Серфингом около 20 мин в день занимаются более половины мобильных пользователей, причем в выходные дни число их увеличивается примерно на 10%. Таким образом, по этому показателю результаты Mail.Ru и Nielsen значительно различаются.

По географическому признаку наиболее активными потребителями мобильных Интернет-сервисов оказались абоненты ЮФО и Северного Кавказа, а вот в ЦФО (в том числе и в Москве и области) на 3-4% больше пользуются Интернетом со стационарных ПК. В других регионах различия в пользу ПК составляют от 1 до 5%, а паритет стационарных и мобильных потребителей наблюдается в СЗФО и ДФО.

Согласно данным Mail.Ru, большая часть российских пользователей мобильного Интернета занимается проверкой почты (11%) (также значительное отличие от данных Nielsen) и чтением онлайновых изданий (10%), социальным сетям уделяют внимание 6%, а новостной информации – 4%. Типичный пользователь сервисов мобильного Интернета в РФ – это мужчина (53% всей аудитории) до 30 лет (63% аудитории), который имеет смартфон на платформе Android и наиболее активно использует Web в период суток с 22 до 24 ч.

Несмотря на растущую популярность мобильного Интернета среди абонентов, опрос Mail.Ru среди Web-мастеров российского Интернета выявил прискорбный факт: большинство профессионалов скептически относятся к мобильному Интернету и не планируют создавать мобильные версии сайтов, так как 77% посетителей российских ресурсов пока составляют пользователи ПК.

* Оно проводилось по результатам опроса 500 пользователей смартфонов, каждый из которых к тому же владел (в среднем) еще четырьмя устройствами с доступом в Интернет.