По оценке компании J’son & Partners Consulting, объем россиийского рынка онлайн-игр в 2012 г. составит 950 млн долл. (Сразу напомним, что в 2011 г. этот показатель составлял 668 млн долл.) При этом эксперты компании прогнозируют в период с 2012 по 2016 гг. снижение динамики рынка социальных игр (см. рисунок).

*включены данные по рынкам ММО-игр (браузерные, клиентские), казуальных игр, игр в социальных сетях. Не включены данные по рынкам PC-, Mac-игр, а также сетевых, консольных, мобильных игр, и игр на планшетных компьютерах.

Источник: J’son & Partners Consulting

Лидером по выручке явится сегмент ММО-игр: в период с 2012 по 2016 гг. он будет занимать около 60% рынка онлайн-игр. Основными игроками этого сегмента на данный момент являются компании Mail.Ru, «Иннова Системс», Wargaming.net.

Ключевые игроки рынка ММО-игр в России — компании Mail.Ru, «Иннова Системс», Nival, NIKITA ONLINE. Основным драйвером рынка можно назвать появление проекта World of Tanks компании Wargaming.net, поскольку он смог привлечь новую аудиторию, не игравшую до этого в ММО-игры: мужчин (по большей части) и женщин старше 27 лет.

Рынок казуальных игр демонстрирует достаточно стабильную динамику, которая сохранится до 2016 г. Основными игроками данного сегмнта являются компании Alawar Entertainment и Nevosoft.

По прогнозам J’son & Partners Consulting, игровая аудитория в России, которая к концу 2012 г. превысит 37 млн, будет расти, и это касается не только онлайн-, но и оффлайн-проектов. Онлайн-играми — как казуальными, так и социальными — интересуется не только молодая аудитория (студенты и школьники), но и более старшее поколение. Именно благодаря общему росту потребления цифровых развлечений будет наблюдаться стремительное развитие игровой индустрии.

Лидером по численности онлайн-игроков сейчас является сегмент социальных игр, показавший в 2011-2012 гг. 40%-ный рост. Основными игроками рынка социальных игр в России являются компании Mail.Ru, Social Quantum, API Tech.

Основной тренд 2012 г. — рост числа новых игроков, это особенно характерно для сегмента социальных игр. Большинство игр на российском рынке будет условно бесплатным, причем в отчете отмечается прогрессирующий рост количества игр, распространяемых по модели Free-to-play* для всех сегментов рынка онлайн-игр.

Основные тенденции рынка социальных игр в России, 2012 г.

  • Переход разработчиков и игроков в мобильные проекты;
  • появление кросс-платформенных продуктов;
  • появление казуальных ММО-игр;
  • рост модели Free-to-play.

Среди тенденций рынка ММО-игр в России в 2012 г. аналитики отмечают следующую: запуск проектов, нацеленных не только на российский, но и на мировой рынок.

*(Free2play F2P, FTP) — бизнес-модель, способ распространения компьютерных игр, позволяющий пользователю играть без внесения денежных средств; оплата взимается лишь за дополнительные возможности или виртуальные предметы.