Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшая школа экономики (ВШЭ) провели совместное исследование экономики российского Интернета с целью оценить масштабы российского Интернета как отдельного сектора экономики и сегодня обнародовали его результаты. Выяснилось, что в 2011 г. он занял около 1% российского ВВП, или 0,55 трлн руб., а по итогам 2012 г. этот показатель вырастет до 1,5%. Ожидаемый рост экономики Рунета в 2012 г. — порядка 30%, до 0.720 трлн руб., снизив свой рост на 3 п.п. по сравнению с прошлым годом.

Суммарно с исследованными интернет-зависимыми рынками общий объем по итогам 2011 г. превысил 2,52 трлн руб., что сравнимо с 4,62% ВВП России по итогам того же года. Из них 0,55 трлн руб. — рынки продаж контента и рекламы, остальное — рынки доступа в Интернет и т. п.

Именно оценка масштаба интернет-экономики — главный результат этого исследования. Рост экономики Рунета — десятки процентов в год. Ни один другой сектор экономики, по словам Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, не имеет таких темпов роста. И если такие темпы сохранятся, к 2020 г. Интернет будет обслуживать более половины российской экономики.

Крупнейшим рынком останется онлайн-ритейл, чей объем увеличится до 393 млрд руб., — рост на 27% (см. таблицу). По мнению экспертов, особенность российского рынка онлайн-ритейла заключается в отсутствии крупных игроков, занимающих значительную долю рынка. На долю лидера — интернет-магазина Ozon — приходится около 2-3% рынка.

Вторым по величине рынком в Рунете являются электронные платежи. Данный сегмент в 2012 г. вырастет на 34%, до 220 млрд руб. Как считают эксперты, рост этого рынка обусловлен стремлением государства минимизировать долю наличных денег в расчетах, ростом информированности населения об электронных платежах, приходом данных технологий в офлайн.

Рынок контекстной рекламы, который в 2011 г. вместе с видеорекламой был самым быстрорастущим сегментом, но в 2012 г. он замедлит свой рост на 14 п.п. и составит 33,7 млрд руб. Рынок медийной рекламы также замедлит свой рост — с 41% в 2011 г. до 33% в 2012-м, а его объем в текущем году составит 21,05 млрд руб. При этом эксперты отмечают определенную отсталость российского рынка медийной рекламы от ведущих зарубежных, что, в частности, является следствием недостаточной развитости технологий размещения и медиапланирования.

Объем рынка поисковой оптимизации в 2012 г. достигнет 10,1 млрд руб., увеличившись за год на 19%. Также отметку в 10 млрд руб. преодолеет рынок продажи контента и игр — его объем вырастет на 27%, до 10,46 млрд руб.

Как отмечается в исследовании, рынок веб-разработки продолжит расти за счет мелких заказчиков, и его объем, по прогнозу, в 2012 г. достигнет почти 12,5 млрд руб. (рост на 27%).

Активный рост покажет и рынок SMM-услуг (маркетинг в социальных сетях) — рост на 40%, до 4,17 млрд руб. Объем рынка хостинг-услуг и регистрации доменов увеличится на 21% до 6,4 миллиарда рублей. Сегмент SaaS-услуг (программное обеспечение как услуга) сохранит темпы роста в 46%, а объем этого рынка достигнет 2,76 млрд руб.

Объемы и динамика различных сегментов интернет-рынка

Рынок/Сегмент Объём рынка в 2011 году, млрд руб. Прирост к 2010 году, % Прогноз роста в 2012 году, %
SaaS 1,89 +46 +46
Электронная коммерция: платежи 166,7 +34 +32
Электронная коммерция: ритейл 309,4 +30 +27
Электронная коммерция: контент и игры 8,24 +26 +27
Поисковая оптимизация 8,56 +18 +19
SMM 2,98 +43 +40
Видеореклама 0,8 +53 +59
Медийная реклама 15,83 +41 +33
Контекстная реклама 24,24 +53 +39
Веб-разработка 9,83 +31 +27
Хостинг и домены 5,32 +25 +21
Всего 553,79 +33 +30

Источник: по данным РАЭК и ВШЭ

* Проект исследования «Экономика Рунета» был инициирован в ходе апрельского РИФ+КИБ 2012 аналитическим отделом по инициативе РАЭК и ряда интернет-компаний. Методика исследования разработана при участии Высшей Школы Экономики, аналитиков РАЭК и крупнейших компаний Рунета, а основные векторы исследования гармонизированы с ранее проводившимися исследованиями Boston Consulting Group (BCG). Основная методика исследования — онлайн-опросы и анкетирование экспертов основных компаний-игроков интернет-отрасли.