Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшая школа экономики (ВШЭ) провели совместное исследование экономики российского Интернета с целью оценить масштабы российского Интернета как отдельного сектора экономики и сегодня обнародовали его результаты. Выяснилось, что в 2011 г. он занял около 1% российского ВВП, или 0,55 трлн руб., а по итогам 2012 г. этот показатель вырастет до 1,5%. Ожидаемый рост экономики Рунета в 2012 г. — порядка 30%, до 0.720 трлн руб., снизив свой рост на 3 п.п. по сравнению с прошлым годом.
Суммарно с исследованными интернет-зависимыми рынками общий объем по итогам 2011 г. превысил 2,52 трлн руб., что сравнимо с 4,62% ВВП России по итогам того же года. Из них 0,55 трлн руб. — рынки продаж контента и рекламы, остальное — рынки доступа в Интернет и т. п.
Именно оценка масштаба интернет-экономики — главный результат этого исследования. Рост экономики Рунета — десятки процентов в год. Ни один другой сектор экономики, по словам Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики, не имеет таких темпов роста. И если такие темпы сохранятся, к 2020 г. Интернет будет обслуживать более половины российской экономики.
Крупнейшим рынком останется онлайн-ритейл, чей объем увеличится до 393 млрд руб., — рост на 27% (см. таблицу). По мнению экспертов, особенность российского рынка онлайн-ритейла заключается в отсутствии крупных игроков, занимающих значительную долю рынка. На долю лидера — интернет-магазина Ozon — приходится около
Вторым по величине рынком в Рунете являются электронные платежи. Данный сегмент в 2012 г. вырастет на 34%, до 220 млрд руб. Как считают эксперты, рост этого рынка обусловлен стремлением государства минимизировать долю наличных денег в расчетах, ростом информированности населения об электронных платежах, приходом данных технологий в офлайн.
Рынок контекстной рекламы, который в 2011 г. вместе с видеорекламой был самым быстрорастущим сегментом, но в 2012 г. он замедлит свой рост на 14 п.п. и составит 33,7 млрд руб. Рынок медийной рекламы также замедлит свой рост — с 41% в 2011 г. до 33% в
Объем рынка поисковой оптимизации в 2012 г. достигнет 10,1 млрд руб., увеличившись за год на 19%. Также отметку в 10 млрд руб. преодолеет рынок продажи контента и игр — его объем вырастет на 27%, до 10,46 млрд руб.
Как отмечается в исследовании, рынок веб-разработки продолжит расти за счет мелких заказчиков, и его объем, по прогнозу, в 2012 г. достигнет почти 12,5 млрд руб. (рост на 27%).
Активный рост покажет и рынок SMM-услуг (маркетинг в социальных сетях) — рост на 40%, до 4,17 млрд руб. Объем рынка хостинг-услуг и регистрации доменов увеличится на 21% до 6,4 миллиарда рублей. Сегмент SaaS-услуг (программное обеспечение как услуга) сохранит темпы роста в 46%, а объем этого рынка достигнет 2,76 млрд руб.
Объемы и динамика различных сегментов интернет-рынка
Рынок/Сегмент | Объём рынка в 2011 году, млрд руб. | Прирост к 2010 году, % | Прогноз роста в 2012 году, % |
---|---|---|---|
SaaS | 1,89 | +46 | +46 |
Электронная коммерция: платежи | 166,7 | +34 | +32 |
Электронная коммерция: ритейл | 309,4 | +30 | +27 |
Электронная коммерция: контент и игры | 8,24 | +26 | +27 |
Поисковая оптимизация | 8,56 | +18 | +19 |
SMM | 2,98 | +43 | +40 |
Видеореклама | 0,8 | +53 | +59 |
Медийная реклама | 15,83 | +41 | +33 |
Контекстная реклама | 24,24 | +53 | +39 |
Веб-разработка | 9,83 | +31 | +27 |
Хостинг и домены | 5,32 | +25 | +21 |
Всего | 553,79 | +33 | +30 |
Источник: по данным РАЭК и ВШЭ
* Проект исследования «Экономика Рунета» был инициирован в ходе апрельского РИФ+КИБ 2012 аналитическим отделом по инициативе РАЭК и ряда интернет-компаний. Методика исследования разработана при участии Высшей Школы Экономики, аналитиков РАЭК и крупнейших компаний Рунета, а основные векторы исследования гармонизированы с ранее проводившимися исследованиями Boston Consulting Group (BCG). Основная методика исследования — онлайн-опросы и анкетирование экспертов основных компаний-игроков интернет-отрасли.