Согласно данным исследования  компании Analysys Mason, более 45% владельцев смартфонов используют не только традиционные текстовые сообщения (SMS), но и такие мобильные приложения, как мгновенные (Instant Messaging, IM) или наложенные на основной поток (Over-The-Top, OTT) сообщения. 

Изучая новые тенденции в использовании речевой связи и передачи мобильных сообщений, аналитики заметили еще один тренд: 20% абонентов мобильной связи сегодня используют приложения VoIP, при этом 20% из них вообще отказались от традиционного сервиса телефонии, применяя только VoIP.

Аналитики Analysys Mason считают, что WhatsApp Messenger стало первым по-настоящему многоплатформенным широко распространенным приложением. За время обследования примерно 20% респондентов работали с WhatsApp Messenger. Но приложения IM и ОТТ взамен традиционных операторских сервисов предпочли лишь 1,7 %, в то время как 97% респондентов остались верны SMS.

По мнению Analysys Mason, полному замещению традиционных сервисов передачи сообщений и речи мешает фрагментированность рынка приложений для передачи сообщений (например, на рынке VoIP доминирует Skype). В то же время, хотя рынок и фрагментирован, суммарный эффект от разных приложений передачи сообщений уже привел к снижению важного показателя: в ряде западных стран число SMS на пользователя существенно сократилось.

Наиболее используемым приложением на рынке VoIP пока остается Skype: его предпочитают 79% всех пользователей VoIP (16% респондентов), что сделало этот продукт сервисом по умолчанию для всех провайдеров VoIP. Ближайшие конкуренты Skype: Viber (его предпочли 5% респондентов), fring (0,8%) и Google Talk (0,6%).

Компания Analysys Mason предупреждает, что выбор VoIP-приложений вместо традиционных речевых сервисов пользователями смартфонов – плохой сигнал для операторов. По данным аналитиков, примерно 20% всех пользователей VoIP (4% респондентов) признают только мобильный сервис VoIP, отказавшись от традиционной телефонии. В результате развития такой тенденции, операторы могут превратиться в поставщиков вторичных речевых сервисов, потеряв примерно 30–40% трафика, сгенерированного пользователями, которые находятся вне базовой телефонной сети оператора.

При сравнении данных по разным странам аналитики выяснили, что тарифы операторов на базовые сервисы существенно влияют на темпы повышения спроса на сервисы OTT. В частности, в Испании, где тарифы на телефонию и SMS высоки, этот факт стимулировал абонентов на использование OTT и мобильных сервисов VoIP, причем спрос на них в этой стране оказался намного выше, чем в других. Треть испанских респондентов выбирают мобильные VoIP-приложения, а 80% – IM или OTT.

Аналитики также выяснили, что мужчины более склонны к IP-сервисам (21% респондентов), чем женщины (16%). Однако это единственные в своем роде сервисы, где мужчины опережают женщин. Так, в социальных сетях женщин на 8% больше мужчин, первые на 4% больше работают с электронной почтой и на 2% больше используют обычную телефонию.

Мониторинг не выявил возрастных особенностей среди пользователей приложений VoIP: разница по возрастным группам около 3%, т. е. в пределах статистической погрешности. Этим приверженцы VoIP отличаются от любителей Facebook или WhatsApp Messenger, где возрастные рамки выражены достаточно ярко (например, 80% пользователей Facebook – это молодежь от 18 до 24 лет)..