По данным J’son & Partners Consulting, фактические доходы «большой тройки» мобильных операторов России от SMS-услуг в первом полугодии 2013 г. выросли на 2,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и достигли 19,3 млрд руб. По итогам всего 2012 г. темпы роста были ниже – 1,5%, т. е. снижения темпов роста в данном сегменте пока что не происходит – напротив, они растут.

• Существенным «фактором поддержки» рынка SMS-услуг в России является рост популярности SMS-банкинга. В 2012 г. значительно выросло количество пользователей (которые при помощи SMS оплачивают счета и следят за состоянием своего банковского счета), количество транзакций и общий оборот рынка по оплате сервисов и услуг с помощью SMS-банкинга. 
• Борьба с нелегальными SMS-рассылками (спамом) и возможное введение интерконнекта для SMS-трафика позволит крупным мобильным операторам разгрузить свои сети. В случае внедрения SMS-интерконнекта операторы смогут получить дополнительный источник доходов и снизить расходы на борьбу с SMS-спамом.
• Еще одним из генераторов SMS-трафика в России являются разнообразные услуги SMS-информирования и оповещения. Возможности монетизации этого трафика для операторов будут зависеть в первую очередь от условий его тарификации.

Однако быстрый рост покрытия 3G (а в перспективе – 4G), проникновения смартфонов и рост осведомленности пользователей относительно альтернативных MIM-сервисов, а также возможное ухудшение экономической ситуации могут в среднесрочной перспективе привести к стагнации доходов от традиционных услуг (голос и SMS) в России, как это случилось на ряде развитых рынков. С другой стороны, российские операторы могут переломить этот негативный тренд, например, за счет более активного продвижения пакетных и конвергентных (с фиксированной связью) предложений, дальнейшего стимулирования потребления традиционных услуг и грамотного выстраивания своей маркетинговой политики. 

По данным компании, доходы от голосовых услуг (без учета доходов от роуминга и интерконнекта) в первом полугодии 2013 г. снизились примерно на 1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По итогам всего 2012 г. незначительное снижение доходов от голоса, которое наблюдалось в 2011 г., сменилось таким же незначительным ростом (+0,5%). С учетом роуминга и интерконнекта выручка от голосовой связи в России увеличилась в 2012 г. на 4,4% против 2,3% годом ранее.

По мнению J’son & Partners Consulting, экономический фактор может послужить толчком к существенному снижению потребления абонентами традиционных услуг (голос и SMS) только в случае повторения кризиса, близкого в ситуации 2008-2009 гг. При реализации сценария, близкого к базовому прогнозу Минэкономразвития, доходы в этом сегменте будут оставаться «плоскими» на протяжении 2014-2016 гг., незначительно (на 1-2%) отклоняясь в ту или иную сторону.

Несмотря на рост голосового трафика, снижение показателей APPM и голосового APRU приводит к тому, что доходы от «голоса» продолжают расти только за счет роуминговых платежей и платы за интерконнект. Приход новых игроков на рынок мобильной связи (Ростелеком/Tele2, виртуальные операторы) может снизить долю операторов «большой тройки» на рынке. Острая борьба за абонентов оказывает давление на тарифы, и, как следствие, может привести к общему падению маржинальности.