Компания J’son & Partners Consulting опубликовала итоги исследования* российского рынка «домашнего» фиксированного** широкополосного доступа в Интернет в первой половине 2010 г. По оценке J’son & Partners Consulting, в России количество выделенных «домашних» фиксированных подключений в первой половине 2010 г. составило 17 млн, что на 5 млн превосходит значение первой половины 2009 г.

Рис. 1. Рост количества «домашних» широкополосных подключений 2008-2011 гг.

Источник: J’son & Partners Consulting

Примечание к графикам: А — актуальные данные, Е — оценочные данные, F — прогнозные значения

При этом уровень проникновения широкополосного подключения домохозяйств к Интернету увеличился с 22,1% в первой половине 2009 г. до 30,9% во 2-ом квартале 2010 г.

J’son & Partners Consulting ожидает, что к концу 2010 г. количество домашних широкополосных подключений в России достигнет 19,1 млн домохозяйств, что будет соответствовать проникновению 34,8%, а к 2011 г. количество подключений достигнет 22,6 млн (см. рис. 1).

Объем рынка (доходы провайдеров на предоставление услуг ШПД частным лицам) в первом полугодии 2010 достиг 29 млрд руб. и к концу 2010 г., согласно оценкам J’son & Partners Consulting, достигнет отметки 60,6 млрд руб. В 2011 г. объем рынка составит 71,5 млрд руб. (см. рис. 2).

Рис. 2. Объем рынка «домашнего» широкополосного доступа в России 2008-2011 гг. (в млрд руб.).

Источник: J’son & Partners Consulting

В первой половине 2010 г. доля российских регионов* (по количеству новых широкополосных подключений) достигла 73%. Доля Москвы и Санкт-Петербурга по этому показателю продолжает сокращаться за счет увеличения насыщенности рынка в этих городах, а также в связи с активной экспансией крупных интернет-провайдеров в регионы. По оценке J’son & Partners Consulting, доля новых широкополосных подключений в регионах вырастет с 71% в 2009 г. до 74% в 2010 г.

По итогам первого полугодия 2010 г. на долю наиболее распространенного способа подключения — по технологии ADSL — приходилось около половины всех «домашних» широкополосных подключений в России, на долю Ethernet-доступа — 42% подключений. По технологии DOCSIS (передача данных по телевизионному кабелю) подключено около 8% домохозяйств в России (см. рис. 3).

Рис. 3. Структура рынка по технологиям доступа, 2 кв. 2010 г.

Источник: J’son & Partners Consulting

Со второго квартала 2009 г. структура российского рынка ШПД претерпела некоторые изменения: за счет снижения долей Ethernet- и DOCSIS-подключений доля технологии ADSL увеличилась на 7 процентных пунктов. Данную тенденцию, по мнению J’son & Partners Consulting, можно объяснить несколькими факторами:

Во-первых, технология Ethernet подразумевает развитие и строительство отдельной сетевой инфраструктуры, что в условиях экономической ситуации, сложившейся в 2008-2009 гг., было мало приемлемо для операторов. Напротив, предоставление услуги ШПД по технологии ADSL осуществляется по телефонным линиям и не предполагает выделения дополнительных средств на строительство отдельных сетей, что в указанный период являлось привлекательным моментом.

Во-вторых, в последнее время межрегиональные компании холдинга «Связьинвест», в основном предоставляющие услугу доступа в Интернет по технологии ADSL, показывают высокие темпы роста собственной абонентской базы (за 2009 г. число абонентов МРК «Связьинвеста» выросло на 38%), что не могло не сказаться на увеличении доли ADSL-подключений в России.

* В отчете J’son & Partners Consulting используются данные, полученные в рамках онлайн-опроса в июне 2010 г. В рамках исследования было опрошено более 80 тыс. российских интернет-пользователей. 
** Под фиксированным ШПД следует понимать широкополосный доступ в Интернет по технологиям ADSL, Ethernet и DOCSIS.
*** В термин «регионы» входят все регионы России за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.