Аналитическая компания ITResearch подвела итоги 2-го квартала 2009 г. по сегменту мобильных ПК. Совокупный объем продаж стандартных ноутбуков и нетбуков составил около 540 тыс. штук. Это на 29% меньше, чем за аналогичный период 2008 г. и на 20,4% ниже показателей 1-го квартала 2009. (Все цифры включают продажи sale-out партнеров первого уровня производителей в России.)

Таким образом, можно констатировать, что по объемным показателям в натуральном выражении рынок ноутбуков откатился до уровней первого полугодия 2007 г., а в денежном – где-то до середины 2006-го (это если не учитывать продаж нетбуков).

Учитывая, что рынок мобильных ПК главным образом детерминируется состоянием розничного рынка, подобные показатели неудивительны. Здесь одновременно сработали два фактора – обычное сезонное снижение потребительской активности и то, что к концу марта кризисные моменты начали уже кардинально влиять на покупательскую способность физических лиц как таковую. В 1-м квартале спрос в рознице еще имел место, были даже поддерживающие его моменты – например, снижение курса рубля и, как следствие, уход покупателей в товар. Ко 2-му кварталу все позитивные факторы исчезли, а проблемы усугубились. Правда, конец квартала продемонстрировал активизацию поставок мобильных ПК в розничный канал «на будущее» – под высокий сезон BTS (back-to-school).

Очевидно, что в 3-м квартале нас ждет частичное восстановление спроса. (Сценарий "второй волны" кризиса в данном случае мы не рассматриваем.) В июле-августе даже весьма вероятен дефицит продукции ряда вендоров.

Лидирует на рынке компания Acer, которая в кризис увеличила отрыв от конкурентов. В ведущую группу вендоров также входят Asus, Hewlett-Packard, Samsung и Toshiba (перечислены в алфавитном порядке).