Новость о том, что китайская компания Tianjin Tianhai объявила о намерении купить Ingram Micro. буквально взбудоражила ИТ- сообщество. Покупатель, мягко говоря, не очень известен на ИТ-рынке, в то время как Ingram Micro, являющуюся грандом мировой ИТ-дистрибуции, знают, конечно, все.

Безусловно всех интересуют мотивы сторон сделки и ее возможные последствия на мировой рынок дистрибуции.

Tianjin Tianhai – крупная логистическая компания, входящая в широкопрофильный холдинг HNA Group, который занимается транспортировкой, туризмом, оказывает логистические и финансовые услуги. Т.е. специализации на ИТ нет, но компания большая. Годовой доход группы составляет около 30 млрд. долл. в год, а штат – порядка180 тыс. человек.

 Ingram Micro поменьше, в компании работает около 27тыс. человек. У нее широкая международная инфраструктура, включающая более 122 центров дистрибуции и заказчиков в 160 странах мира. У компании большой оборот, около 50 млрд. долл. в год, но прибыль эксперты оценивают на уровне 250 – 300 млн. долл. в год. Если учесть, что стоимость планируемой сделки составляет 6 млрд. долл., то период окупаемости видится довольно большим.

Судя по тому, что акции Ingram подскочили в день анонса сделки почти на 24%, рынок считает сделку выгодной для Ingram Micro. Вообще, по имеющимся в прессе данным покупатель предложил премию к рынку на уровне 39%, что говорит о его заинтересованности в покупке.

Предполагается, что сделка может быть закрыта во второй половине 2016 г. , если, конечно, ее одобрят регуляторы США. Возможно, юридических препятствий для этого нет, но уже сейчас муссируются слухи о политической окрашенности события. Ведь Ingram - своего рода витрина американского бизнеса.

К чему стремятся и что могут получить стороны? Многие полагают, что китайцы таким образом покупают прежде всего плацдарм для продвижения в экономику США. Ведь ИТ-рынок – один из важнейших, и, кроме того, он косвенно связан через ИТ-инфраструктуру предприятий с другими рынками.

Нельзя также сбрасывать со счетов то, что Ingram Micro— глобальная компания, что даст покупателю усиление позиций и в других регионах мира. Один бренд чего стоит. Кстати, эксперты единодушны в том, что Ingram Micro сохранит свое название, бренд, штаб-квартиру и руководящую команду после слияния. Скорее всего HNA Group не будет закрывать какие-либо офисы, производственные помещения или склады Ingram Micro, возможно даже не будет существенных сокращений персонала.

Новому хозяину не следует также резко вторгаться в механизмы взаимодействия Ingram Micro с партнерами, как с поставщиками, так и с каналом продаж. Ибо ошибками неминуемо воспользуются конкуренты чтобы увести партнеров к себе.

Таким образом, получается, что Ingram Micro практически ничего не грозит. Возможно, получив «китайское гражданство», компания даже усилится на китайском рынке. Некоторые эксперты отмечают, что в силу разных причин, в том числе, возможно и политического характера, спрос на поставщиков из США в Китае «сдержанный». А свежие примеры антироссийских санкций скорее только способствуют росту подозрительности по отношению к американским компаниям. Уход под китайскую юрисдикцию несколько сгладит этот момент, позволит Ingram Micro нарастить присутствие на китайском рынке, изменить продуктовый микс в сторону американской ИТ-продукции.

Совсем недавно российское ИТ-сообщество активно обсуждало покупку Ingram Micro восточноевропейского бизнеса российского дистрибутора RRC. А в конце прошлого года Ingram Micro купила у российского разработчика программных продуктов Parallels его бизнес-подразделение Odin Service Automation, которое позволяет быстро организовать продажу облачного софта по подписке. Ingram Micro в последнее время вообще агрессивно расширяла свою долю рынка за рубежом, купив в 2015 г. шесть южноамериканских и европейских компаний или подразделений бизнеса.

Впрочем, и HNA Group также не дремала на рынке слияний и поглощений, только во второй половине прошлого года совершив три крупных покупки общей стоимостью почти 11 млрд. долл.

Это называется глобализацией бизнеса. И такие процессы не всегда бывают удачными. Время покажет.

Юрий Бонкарев, «Бестселлеры IT-рынка»