В среду, 15 апреля, компания объявила о том, что покупает одного из своих главных конкурентов, Alcatel-Lucent. Сделка, которая оценивается в $16,6 млрд, - самая крупная по купле-продаже для Nokia. Это в два с лишним раза больше того, что получила Nokia за продажу Microsoft подразделения, занимающегося телефонами и смартфонами . Оплата будет произведена акциями компаний, и за каждую ценную бумагу Alcatel-Lucent инвесторы получат 0,55 ценной бумаги Nokia. Завершится сделка в первой половине 2016 года.
Французский бренд в результате слияния и реструктуризации использоваться единым телекоммуникационным гигантом не будет: вся деятельность обновившейся компании будет происходить под именем Nokia. Сохранится лишь название Alcatel-Lucent's Bell Labs — исследовательского центра, который в 1880 году основал изобретатель телефонной связи Александр Белл.
В ближайшей перспективе у объединенной корпорации — тестирование и вывод сетей связи 5G. Но, конечно, не ради развития сетей эта сделка совершается: приобретение французского конкурента позволит финской компании на равных конкурировать с такими телекоммуникационными гигантами, как шведская Ericsson и китайская Huawei.
Однако так ли это приобретение необходимо Nokia? После продажи смартфонного подразделения ее дела шли в гору: ее убытки резко сократились , графа «прибыль» в квартальных отчетах радовала инвесторов, телекоммуникационные продукты и картографические сервисы успешно продавались, патентные отчисления пополняли счета компании, а китайские партнеры заключали соглашение на использование бренда «Nokia» в своих продуктах, в частности в планшете N1. С подобным же расширением компании нужно будет в первую очередь справиться самой и решить, чем теперь уже по-настоящему телеком-гигант будет заниматься, а самое главное — как он будет двигаться дальше. Ведь очевидно, что с таким «пополнением» компании нужно будет пересмотреть свои интересы на рынке.
В частности, вместе со слухами, предшествовавшими официальному объявлению о сделке с Alcatel-Lucent, в сети также появилась информация, что Nokia может продать свой картографический сервис Here. В числе покупателей подразделения назывался даже Uber — сервис такси, которому, как никому другому, нужна качественная картография. О том, что сервис Here может быть продан, сообщила и сама Nokia в пресс-релизе, посвященном сделке. Однако продажа еще точно не оговорена, и компания будет рассматривать плюсы и минусы подобного решения, уточняет Nokia в официальном сообщении.
Сейчас Nokia активно работает в сфере коммуникационных технологий для автомобилей, ее картография считается одной из лучших — карты для своих навигационных систем у финской корпорации закупают как автопроизводители (BMW, Nissan), так и отдельные производители навигаторов, среди которых значится и широко известная Garmin.
Вполне возможно, что продажа картографического подразделения станет вынужденным шагом, позволяющим удержать на плаву разросшуюся компанию, которую после объединения ждет череда сокращений и реструктуризаций. Компания планирует полностью избавиться от дублирований внутри себя только к 2019 году — до этого момента процесс слияния нельзя будет считать завершившимся.
Кроме того, до конца неясно, как именно повлияет данная сделка на позиции компании на рынке телекоммуникационного оборудования. У обеих компаний есть различные контракты с операторами, но предсказать, как дальше будет строиться сотрудничество с ними у Nokia + Alcatel-Lucent, невозможно.
Объединение двух компаний в одну не значит, что также произойдет и объединение двух их клиентских баз в одну: какие-то партнеры могут отказаться от продолжения сотрудничества и придут к Huawei или Ericsson, с которыми финская компания борется.
C другой стороны, о необходимости слияния для эффективной конкуренции с Huawei и Ericsson эксперты говорили давно. Ресурсов и мощностей для равнозначного присутствия на рынке ни у Nokia, ни у Alcatel-Lucent по отдельности не было. Кроме того, выход одного из игроков позволит поделить рынок операторского оборудования между тремя, а не четырьмя компаниями, и с этой точки зрения новое приобретение Nokia может быть проработанным шагом, который одновременно и расширит ресурсы компании, и устранит одного из конкурентов.
Есть и еще один фактор повышения конкурентоспособности Nokia в этой борьбе. Хоть зарплата китайского специалиста может быть ниже, чем зарплата американского или французского, над выполнением оборонного заказа в США или Европе китайский специалист все равно работать не сможет.
И также пока неизвестно, как будет работать Nokia на рынке гаджетов: специально созданное для этого подразделение Nokia Technologies объявило о том, что будет работать с китайскими (в большинстве своем) партнерами, которые будут разрабатывать устройства под финским брендом. Переориентация на рынок телекоммуникационного оборудования может похоронить планы главы Nokia Technologies Рамзи Хайдамуса по превращению Nokia в компанию — продавца лицензий.
Очевидно, что для управления разросшейся практически вдвое корпорацией необходим максимально грамотный менеджмент. Любая ошибка руководства компании может привести к падению доходов компании. Выправить ситуацию будет еще сложнее, чем в прошлый раз. Возможно, теперь продажей убыточного подразделения дело уже не обойдется.
С использованием материалов ресурса gazeta.ru