Последние несколько дней в прессе и «профессиональной тусовке» достаточно активно обсуждается возможное расширение канала первого уровня в России компании Apple. Дошло даже до того, что и самые ведущие деловые издания подготовили соответствующие публикации, например, «Коммерсант». И это не удивительно, поскольку на фоне общей истерии вокруг самой дорогой компании, даже слухи вокруг нее вызывают особый интерес и соответствующие публикации. Вопрос только вызывает готовность обсуждать данную гипотетическую сделку на данном этапе, когда все напоминает целенаправленный слив в прессу со стороны одной из заинтересованных сторон, призванный добиться срыва нежелательной сделки. Интересно, кто же эта сторона? Что скажет об этом «теория заговора»?

То, что компания OCS не отказалась бы заполучить прямой контракт с Apple, это понятно. Компания активнейшим образом развивает товарный портфель ИТ-продукции, а также должна заботиться развитием «бытового» направления, возникшего после приобретения дистрибьютора MT-Trade. Apple — очень лакомый кусок, и наличие подобных переговоров можно считать почти фактом, но раньше компания OCS была крайне аккуратной, и все многочисленные контракты становились известными только постфактум. Подобная утечка очевидно больше всего бьет по OCS.

Допустим, сделка сорвется, кто будет в выигрыше? На первый взгляд существующие партнеры: diHouse и «Марвел». Дело в том, что Apple и так держал их на достаточно голодном пайке, и появление третьего, очень мощного дистрибьютора без одновременного резкого наращивания объемов поставок, очевидно, повлекло бы за собой значительные убытки для существующих партнеров. Но беда как раз в том, что со стороны Apple как будто не наблюдается перевода нашего локального рынка в статус «приоритетного» и насыщение его продукцией на фоне общемирового дефицита. Вместе с тем ИТ-дистрибуция — это отдельный, достаточно замкнутый мир, где как-то не особо принято решать подобные вопросы с привлечением прессы, особенно деловой, которая зачастую не до конца понимает отраслевую специфику. Так что «уши», скорее всего, торчат с другой стороны.

Думается, что в наибольшей степени данный контракт был неудобен сетевой рознице, ведь намерения Apple к переходу на прямые поставки действительно обсуждались в кулуарах очень интенсивно. Скорее всего Apple на фоне роста собственного интереса к корпоративным поставкам вряд ли отказалась бы от ИТ-дистрибьюторов, но вполне могла перейти на схему, практикуемую, например Samsung. Это когда компания все «таможит» сама, затем продает здесь большую часть дистрибьюторам, а также отгружает напрямую ключевым розничным сетям и (иногда) в крупнейшие проекты. (Кстати, не факт, что такая схема меньше ударила бы по существующим дистрибьюторам, чем просто подключение третьего партнера.) Третий контракт, тем более с таким сильным игроком, как OCS, означает фактический срыв этих планов и значительную упущенную выгоду розничными игроками, некоторые из которых, кстати, принимали участие в упомянутой выше публикации «Коммерсанта».

Есть также варианты, связанные с самой компанией Apple, т. е. борьбой внутри и вне российского офиса, но здесь уже начинается фантазирование, чего бы не хотелось.

В любом случае стоит подождать несколько дней и дождаться большей ясности. Подписание или неподписание данного контракта все расставит на свои места.

Василий Мочар, аналитическая компания ITResearch.