Еще в январе текущего года на мировом рынке жестких дисков (ЖД) действовало пять производителей, но уже в марте, после приобретения Western Digital бизнеса ЖД у Hitachi GST, их осталось четыре. Причем, в результате этой сделки Western Digital становится крупнейшим поставщиком ЖД — ее доля (по данным iSuppli о поставках HDD на мировой рынок в 4-м квартале 2010 г.) вырастает до 49,6% в сравнении с основным соперником — компанией Seagate, доля которой составила 29,4%.

Как отметил один из экспертов, под давлением столь мощного конкурента в лице Western Digital оставшимся трем производителям — Samsung, Seagate и Toshiba — не остается ничего другого как объединяться. И месяц спустя после объявления о сделке Western Digital—Hitachi, 19 апреля Seagate официально объявила о приобретении бизнеса ЖД у Samsung Electronics, — событие, которое было вполне ожидаемым. Тем более что еще в августе 2010 г. Seagate и Samsung заключили договор о взаимном лицензировании патентов и проведении совместных разработок в области накопителей, тем самым подтверждая наличие достаточно тесных взаимоотношений между двумя компаниями. И эти отношения продолжатся и еще более окрепнут, судя по условиям достигнутого между Seagate и Samsung соглашения.

Обращает на себя внимание тот факт, что Samsung фактически продает Seagate свой бизнес по производству ЖД приблизительно за 1,375 млрд долл., из которых на момент завершения сделки Samsung получит пакет акций Seagate, эквивалентный 687,5 млн долл. (т. е. долю 9,6% в Seagate) и 687,5 млн долл. наличными средствами, что (согласно финансовым отчетам за последние кварталы) окажется Seagate вполне «по силам». При этом, как утверждают некоторые неназванные источники, Samsung избавляется от низкоприбыльного бизнеса ЖД и планирует направить полученные средства на более маржинальные направления — дальнейшее развитие производства флэш-памяти, выпуск новых смартфонов и планшетов. И у Seagate не возникнет необходимости выплачивать долги, в отличие от Western Digital, которая, по условиям соглашения покупки бизнеса у Hitachi, должна выплатить последней 4,3 млрд долл., из которых 2,5 млрд долл. оказываются заемными средствами, а их нужно будет отдавать.

Это обстоятельство вряд ли позволит Western Digital в ближайшие годы поступаться своей прибыльностью. Seagate еще в 2008 г. под воздействием кризиса изменила свою стратегию — отказалась от борьбы за максимальную долю на рынке накопителей и начала бороться за повышение прибыльности своего бизнеса. Сейчас, когда этим двум производителям принадлежит 90% мирового рынка ЖД, можно смело утверждать, что темпы снижения удельной стоимости 1 Гбайт в год упадут с наблюдавшихся ранее 40% до 30% и даже меньше. А значит, цены на ЖД будут снижаться значительно медленнее, чем было до момента стремительной консолидации сил на этом рынке.

Вторым результатом двух объявленных сделок (их планируется завершить к концу года после получения всех необходимых разрешений от антимонопольных органов) станет усиление конкурентной борьбы между Seagate и Western Digital на так называемом рынке Enterprise-продуктов — накопителей всех классов (ЖД и твердотельных дисков) для серверов и СХД. Именно в этом сегменте Seagate удерживает абсолютное лидерство — по данным iSuppli, на конец 2010 г. ей принадлежало более 65%, Hitachi GST — 27%, а доля Western Digital была менее 1% (оставшуюся часть занимали накопители Toshiba). При тех условиях, которые были достигнуты в соглашении с Samsung, у Seagate оказывается весьма благоприятная позиция для удержания своего лидерства. Ведь главными «двигателями» развития бизнеса накопителей этого класса являются технологии, которые обе компании намерены развивать и совершенствовать. Что, кстати, уже в конце марта было продемонстрировано Seagate, анонсировавшей выпуск продуктов с новыми показателями производительности и емкости — двух моделей твердотельных накопителей семейства Pulsar, двух ЖД семейства Savvio и ЖД семейства Constellation. Остается только ожидать «ответного хода» Western Digital, получающей в свое распоряжение лаборатории и производства Hitachi GST.

Наконец, возникает вполне закономерный вопрос: «Сколь долго с двумя „гигантами“ на рынке ЖД сможет соперничать Toshiba? И не произойдет ли в ближайшее время ее поглощение одним из двух ведущих производителей ЖД?»

Владимир Смирнов, обозреватель CRN/RE