Согласно первой информации об элементах новой стратегии «Ростелекома», озвученной сразу после завершения процесса его реорганизации, компания решила отказаться от выхода на рынок голосовой мобильной связи и планировала сосредоточиться на сегменте передачи данных.

Вместе с тем буквально через несколько дней появилась информация о том, что «Ростелеком» получил лицензии на оказание услуг связи стандарта GSM в ряде регионов на Дальнем Востоке. При этом компания участвовала в серьезном конкурсе Роскомнадзора наряду с другими известными операторами (в том числе «ВымпелКом», Tele2, «МегаФон»). Видимо, озвученные элементы новой стратегии в самом деле были предварительные.

С одной стороны, отказ Ростелекома от активных действий на рынке голосовой мобильной связи в краткосрочной перспективе позитивен для компании, поскольку она избежит больших вложений, которые могли бы ограничить рост денежного потока, что вряд ли положительно отразится на курсе акций. Действительно, в структуре объединенного Ростелекома мобильная голосовая связь представлена весьма слабо. По-существу, основным активом здесь является «Скай Линк», и ведущие бизнес-консультанты не зря советовали Ростелекому сохранить этот бренд в процессе реорганизации, так как «Скай Линк» — достаточно известный бренд в мобильном мире. Кроме того, мы уже не раз отмечали активность этого оператора в формировании розничного канала сбыта, без чего немыслима работа на массовом рынке голосовой мобильной связи. Правда, компания работает не в самом популярном у нас формате связи — CDMA, хотя и делает первые шаги на поле GSM. Но развитие данного направления, наверняка, потребует немалых затрат.

Комментируя намерение Ростелекома не выходить на рынок мобильной голосовой связи, аналитики говорят о том, что это позитивно отразится на доходах и рентабельности операторов большой тройки, прежде всего, — МТС и VimpelCom.

С другой стороны, современная тенденция развития игроков на телеком-рынке вполне очевидна — превращение в универсальных телекоммуникационных операторов, способных оказывать комплексные услуги как мобильной, так и фиксированной связи. Очень показательна в этом плане чрезвычайная активность в последнее время операторов большой тройки, особенно МТС и «Вымпелкома», по приобретению локальных альтернативных операторов. Отказываясь от мобильного голоса, Ростелеком начинает «хромать» в рамках данной концепции. Причем эта хромота рискует распространиться и на сегмент передачи данных, поскольку мобильный интернет пользователи часто по инерции приобретают у своего оператора голосовой связи.

Такая вот дилемма. В стратегическом смысле игнорирование рынка мобильного голоса чревато последствиями. Но и входить на высококонкурентный рынок тоже нелегко. Возможно, Ростелеком решил попробовать придерживаться стратегии оператора Tele 2, который изначально отказался от борьбы за столичные рынки, зато достаточно неплохо развивается в регионах. На Дальнем Востоке наши гранды мобильной связи чувствуют себя не столь уверенно, например, в отмеченном выше конкурсе Роскомнадзора МТС вообще не упоминается. Возможно, это временно, компания переваривает негативное завершение своего туркменского бизнеса. Хотя ее отсутствие благотворно отражается на конкурентной обстановке. Почему бы не попробовать.

Хотя, возможно, Ростелеком все еще не имеет определенной стратегии на рынке мобильного голоса.

Андрей Березин, «Бестселлеры IT-рынка»