Кушигин.pngНа российском рынке печатных устройств я бы отметил следующие тенденции. Продолжается переход от транзакционной модели продаж печатного оборудования и расходных материалов к контрактному. В старой модели заказчик покупал оборудование, затем искал расходные материалы и возможности для сервисного обслуживания. В новой модели заказчик приобретает некую услугу по типу каршеринга, где вместо автомобиля покупается возможность перемещения из точки А в точку Б. В нашем случае вместо условного принтера покупается возможность получения напечатанного документа тогда и таким способом, как это нужно заказчику. Соответственно, заказчик избавляется от всех проблем, связанных с интеграцией техники в бизнес, со снабжением расходными материалами, обеспечением работоспособности. Фактически вместо материальных ценностей покупается подписка.

Меняется ситуация в нижнем ценовом сегменте печатающей техники.

Большинство вендоров окончательно осознали, что здесь «жизни нет», по крайней мере прибыльной жизни. Продолжают держать продукты low-end только монстры, которым необходимо присутствовать во всех продуктовых сегментах и нишевые производители, которые имеют спрос за счет своей технологической уникальности. Этот сегмент все активнее осваивают китайские производители, которые имеют более короткий путь к потребителю, а поэтому выигрывают в конечной стоимости.

Анонсированный переход в эру электронного документооборота состоялся лишь отчасти. Очень сильно повысилось количество безбумажных документов, многое в делопроизводстве ушло в электронный формат. Но предполагаемого сокращения объемов печати не произошло и в ближайшем будущем не ожидается: общий документооборот растет быстрее, чем безбумажная часть. Поэтому сохраняются хорошие перспективы как для печатной, так и для сканирующей техники.

Продолжает расти потребность рынка в оборудовании российского производства. Мы это очень хорошо видим на продажах оборудования марки Pantum, которое производится по OEM-модели на российском заводе Aquarius. Оборудование качественное, бюджетное, с возможностью самостоятельной заправки картриджей, с хорошей сервисной поддержкой – все это увидел и оценил рынок.

В этом году мир в очередной раз попал в кризис. Основное падение мы наблюдаем в розничной офлайн-торговле и в традиционном партнерском канале. Проектный рынок пострадал гораздо меньше, по некоторым вендорам падения нет вовсе. Конкурсы продолжаются, но происходят с задержкой, иногда заказчик из-за мер самоизоляции физически не может принять товар по сыгранному конкурсу.

Сегмент расходных материалов сократился сильнее сегмента оборудования, т. к. при работе в удаленном режиме естественным образом сократились объемы офисной печати.

Кризис заметно повлиял на доступность товара у большинства вендоров, при этом пик дефицита у всех проходит по-разному. Возможно, самая серьезная ситуация по доступности продукции традиционных лидеров рынка ожидается в июне-июле. А вот китайские вендоры сработали очень оперативно и уже полностью восстановили производство и поставки в конце апреля.

К счастью, некоторые вендоры очень вдумчиво отслеживали ситуацию и принимали адекватные меры в области финансов. Большинство проявили конструктивный и гибкий подход к условиям товарного кредитования. Это, несомненно, очень важно для минимизации потерь в канале продаж и позитивно скажется на том, насколько быстро и успешно произойдет выход из кризиса. 


Вернуться к обзору "Российский ИТ-рынок в 2019 году"