Canalys

Согласно подсчётам Canalys, за второй квартал текущего года в мировой канал продаж было отгружено 67,7 млн персональных компьютеров всех разновидностей, — на 7,4% больше, чем за аналогичный период 2024 г. При этом, что достаточно нетипично для последних нескольких лет, поставки настольных ПК прирастали динамичнее, чем мобильных, — +9% против +7%. Аналитики обращают внимание на заметную реструктуризацию этого сегмента ИТ-рынка: в преддверии скорого прекращения официальной бесплатной поддержки Windows 10 новые компьютеры активно принялись закупать коммерческие и бюджетные предприятия по всему миру, тогда как интерес частных потребителей к этой категории ИТ-товаров, напротив, снизился — даже с учётом того, что во II кв. в целом не действовали не раз анонсированные американской администрацией тарифы на импорт высокотехнологичной продукции в США, и это могло бы подтолкнуть колеблющихся частников к осуществлению откладывавшихся по тем или иным причинам покупок.

Мировые отгрузки настольных ПК (синие фрагменты столбцов) и ноутбуков (зелёные) по кварталам, млн единиц, и их динамика (соответствующие цвета) год к году, линии, %, правая шкала

Источник: Canalys

В Canalys подчёркивают, что непредсказуемый и судорожный характер то вводимых, то пересматриваемых, то откладываемых администрацией Трампа тарифов формирует в канале продаж, в частности, ПК нервозные настроения: партнёры не понимают, что окажется выгоднее — заполнять склады продукцией сейчас по сравнительно доступным ценам, или ждать новых послаблений и исключений по части высокотехнологичного импорта. Соответственно, и вендорам сложнее планировать формирование заказов у ODM-сборщиков на год и более вперёд, как это было прежде.

Побуждение же к переносу сборочных производств из КНР (хотя бы во Вьетнам, Индию или Мексику, если не непосредственно в США) путает карты уже самим ODM-предприятиям, ввергая их в крупные непредвиденные расходы с неясным сроком окупаемости.

Аналитики приводят такой, в частности, пример тарифной неразберихи: с 1-го августа налог на ввозимые из Вьетнама напрямую (изготовленные там) в США товары должен составить 20%; на закупленные же вьетнамскими компаниями в КНР и затем перепродаваемые в Штаты — уже 40%. Но формулировки этих правил настолько расплывчаты, что ни вендоры, ни участники канала до сих пор не понимают: если во Вьетнаме будет собран ноутбук из китайских компонентов, — какой тариф будет к нему применён, 20 или 40%? По этой причине ориентированная на США часть мирового канала продаж ПК пребывает пока не в самой лучшей форме. Зато поразительную динамику показал японский рынок: на него за II кв. текущего года отгружено более чем на 50% персональных компьютеров больше, чем за тот же период 2024-го.