Компании ABBYY и PwC провели совместное исследование «Digital IQ 2020»* с целью определить уровень «цифровой зрелости» представителей крупного бизнеса.

Как выяснилось, российские компании оценивают свой нынешний уровень цифровой зрелости на 2,8 балла из 5 (это средний балл на основе ответов респондентов, от 0 до 5, где 0 — не могу оценить, 1 — очень низкий, 5 — очень высокий). Большинство крупных компаний в России считают, что не используют возможности технологий и инноваций на 100%.

Вот некоторые результаты опроса: 88% респондентов заявляют, что реализуют/разрабатывают цифровую стратегию; 79% видят быстрый и значимый эффект при реализации цифровых инициатив; 67% считают, что цифровизация бизнеса — один из приоритетов их компаний; 68% опрошенных компаний будут использовать технологии ИИ к 2021-2022 г.

Наиболее перспективной технологией для повышения цифрового интеллекта в ближайшие два года, по мнению участников исследования, станут платформы Process Mining (интеллектуальный анализ бизнес-процессов). Такой интерес к этим решениям обусловлен тем, что они позволяют определить потенциальную эффективность ИТ-проектов и прогнозировать возврат инвестиций от технологий.

Участники опроса также составили портрет «идеальной цифровой компании».

— так 81% респондентов считают, что это организации, которые активно интегрируют технологии в продукты и сервисы.

— 80% полагают, что цифровые лидеры используют ИТ-решения для взаимодействия с клиентами.

— 77% респондентов отметили, что компании с высоким уровнем цифровой зрелости применяют технологии для принятия решений и улучшения бизнес-процессов.

Более половины респондентов оценивают цифровизацию как непрерывный процесс повышения эффективности бизнеса. Это одна из причин, по которой даже в разгар пандемии и экономического спада 94% компаний не сокращали бюджеты на инновационные проекты.

Для развития Digital IQ компании используют искусственный интеллект (ИИ), роботов и интернет вещей. Большинство участников исследования сообщили, что в 2021 г. собираются увеличить инвестиции в решения для автоматизации и роботизации процессов. На втором месте по приоритету оказались облачные сервисы. На третьем месте — модернизация инфраструктуры для обеспечения кибербезопасности и развитие каналов прямых продаж. Наиболее успешно (в порядке убывания) цифровая трансформация в России происходит в компаниях финансового сектора, ритейла, телекоммуникаций, медиа, развлечений.

Любопытна также оценка того, в какой степени сотрудники осведомлены о процессе цифровой трансформации в своей организации. По результатам исследования, если во флагманских компаниях мира это показатель составляет 91%, то в России только 47%.

По данным компании PwC Россия, многие участники рынка хотят постепенно переходить от отчетов и опросов к интеллектуальным системам Process Mining с элементами предиктивной аналитики. Ожидается, что к 2023 г. спрос на платформы класса Process Mining и Process Intelligence в России вырастет на 140%. Это позволит компаниям точнее понимать, как устроены их бизнес-процессы, где основные точки роста и какие проекты принесут им наибольшую прибыль.

* Исследование проводилось в конце 2020 г., в нем приняли участие более 100 руководителей и специалистов из промышленных предприятий, банков, телекоммуникационных компаний, транспорта и логистики.