Content Review

Информационно-аналитическое агентство Content Review представило результаты исследования тарифов операторов РФ и индекс доступности связи* по итогам первого полугодия 2020 г.

Минимальный пакетный тариф на мобильную связь подорожал на 8% сравнению с декабрём 2019 года с 270 до 291 рубля. Наибольший вклад в рост тарифов сделал оператор Tele2, в среднем в первом полугодии 2020 г. по России его минимальные тарифы увеличились на 13%.

Индекс доступности связи в РФ по сравнению с декабрём 2019 г. практически не изменился и составил 6,5 (См Приложение 1). Рост номинальной заработной платы на 5,6% фактически компенсировал рост тарифов на связь. Однако данный эффект был достигнут принудительным сохранением заработной платы на время введения режима самоизоляции и во втором полугодии следует ожидать как минимум стагнации размера номинальных доходов население и дальнейшего повышения тарифов на связь.

В течение первого полугодия операторы неоднократно проводили корректировку тарифов. Однако, если МТС, «Билайн» и «МегаФон» сделали это лишь с частью тарифов до введения режима самоизоляции, то Tele2 резко повысил тарифы, как текущие, так и архивные, на рубеже апреля-мая, чем привлёк внимание регулирующих органов**. Прямые и косвенные потери операторов от пандемии и режима самоизоляции составили 30 миллиардов рублей и несомненно эти деньги операторам придётся компенсировать либо за счёт повышения тарифов, либо за счёт подключения абонентами большего количества услуг.

Где связь доступнее?

Регионы с самой доступной мобильной связью для населения с учётом средней заработной платы и тарифов на мобильную связь:

1. Ямало-Ненецкий АО

2. Сахалинская область

3. Ханты-Мансийский АО

4. Ярославская область

5. Магаданская область

Ярославская область поднялась на четвертую строчки доступности благодаря двум факторам — росту номинальной зарплаты населения региона и продолжающейся ценовой войны, развязанной оператором Tele2 после запуска в регионе собственной сети.

Регионы с наименее доступной мобильной связью:


84. Республика Дагестан

83. Кабардино-Балкарская Республика

82. Карачаево-Черкесская Республика

81. Республика Ингушетия

80. Республика Калмыкия

Пятерку регионов с наименее доступной связью покинула Чеченская республика. Это обусловлено ростом средней номинальной зарплаты жителей республики и относительно невысоким ростом тарифов на мобильную связь.

Особенности тарифной политики операторов

В первом полугодии 2020 года два из четырёх федеральных операторов РФ внедрили ряд инициатив, которые позволят им увеличить привлекательность тарифов и выручку от услуг связи.

«МегаФон» представил новую тарифную линейку «Без переплат». Ее особенностью является переход на 30-дневный период тарификации. Таким образом абоненты оператора будут оплачивать ежегодно 12 периодов и дополнительные 6,25 дня, так как в году 12 месяцев, но 366,25 дня (с учётом високосного года). Это означает, что при прочих равных ежегодная выручка оператора станет больше на 1,7% только за счет перехода с календарного периода оплаты на период в 30 дней.

Tele2 перешёл на систему скидок при оформлении сразу нескольких карт. Вместе с этим оператор перестал указывать актуальные абонентские тарифы на главной странице сайта, демонстрируя посетителям тарифы с уже применённой скидкой. При переходе на страницу с тарифами абонентам видна настоящая стоимость тарифов.

«Билайн» сделал ставку на конвергентное семейное предложение «Близкие люди», а также отменил дополнительную плату за междугородние звонки, сделав тарифы прозрачнее. Также тарифы «Близкие люди» включают неограниченный доступ к ряду мессенджеров.

На второе полугодие 2020 г. Content Review прогнозирует повышение минимальных пакетных тарифов на связь в среднем на 14%. Прогноз не учитывает возможного повторения вспышки пандемии.

Приложение 1. Индекс доступности связи по регионам РФ (декабрь 2019 года)

(чем ниже индекс, тем доступнее услуги связи)

Регион

Индекс доступности

1

Ямало-Ненецкий АО

2,7

2

Сахалинская область

3,4

3

Ханты-Мансийский АО (Югра)

3,7

4

Ярославская область

3,7

5

Магаданская область

3,9

6

г. Москва

4,1

7

Мурманская область

4,3

8

Чукотский АО

4,6

9

г. Севастополь

4,8

10

Красноярский край

4,8

11

Ивановская область

4,9

12

Республика Коми

4,9

13

Архангельская область

5,0

14

г. Санкт-Петербург

5,0

15

Республика Крым

5,1

16

Республика Бурятия

5,2

17

Тюменская область без авт. округов

5,4

18

Томская область

5,5

19

Республика Саха (Якутия)

5,5

20

Камчатский край

5,5

21

Приморский край

5,7

22

Свердловская область

5,8

23

Республика Хакасия

5,9

24

Республика Карелия

6,0

25

Республика Тыва

6,0

26

Вологодская область

6,0

27

Кемеровская область

6,1

28

Еврейская АО

6,2

29

Иркутская область

6,4

30

Пермский край

6,5

31

Республика Татарстан

6,5

Российская Федерация

6,5

32

Тульская область

6,7

33

Хабаровский край

6,7

34

Челябинская область

6,8

35

Омская область

6,8

36

Амурская область

7,0

37

Белгородская область

7,0

38

Нижегородская область

7,1

39

Новосибирская область

7,1

40

Удмуртская Республика

7,1

41

Тверская область

7,1

42

Ленинградская область

7,2

43

Калужская область

7,2

44

Ульяновская область

7,2

45

Воронежская область

7,3

46

Московская область

7,3

47

Липецкая область

7,4

48

Забайкальский край

7,4

49

Рязанская область

7,4

50

Курганская область

7,4

51

Пензенская область

7,5

52

Самарская область

7,6

53

Краснодарский край

7,7

54

Республика Башкортостан

7,8

55

Калининградская область

8,0

56

Орловская область

8,0

57

Курская область

8,1

58

Республика Марий Эл

8,1

59

Новгородская область

8,3

60

Костромская область

8,3

61

Смоленская область

8,4

62

Кировская область

8,4

63

Оренбургская область

8,5

64

Чувашская Республика

8,6

65

Владимирская область

8,6

66

Астраханская область

8,6

67

Псковская область

8,8

68

Республика Алтай

8,8

69

Ростовская область

8,8

70

Республика Мордовия

8,8

71

Волгоградская область

9,1

72

Республика Адыгея

9,3

73

Тамбовская область

9,7

74

Саратовская область

9,7

75

Республика Северная Осетия (Алания)

10,2

76

Алтайский край

10,3

77

Брянская область

10,4

78

Ставропольский край

11,0

79

Чеченская Республика

11,2

80

Республика Калмыкия

11,4

81

Республика Ингушетия

11,4

82

Карачаево-Черкесская Республика

11,4

83

Кабардино-Балкарская Республика

11,6

84

Республика Дагестан

12,8

*Методология исследования

В расчёт принимаются наиболее доступные пакетные тарифы на мобильную связь для предоплатной системы расчётов, включающие в себя минимум 1 гигабайт мобильного интернета и голосовые звонки. Во всех регионах рассматриваются тарифы четырех федеральных операторов связи МТС, «МегаФон», «Билайн» и Tele2. В Республике Крым рассматриваются тарифы операторов Win Mobile, «КрымТелеком», «СевМобайл» и «Волна Мобайл». Из этих данных вычисляется средняя стоимость тарифа для каждого из регионов РФ.

Индекс доступности связи представляет собой отношение среднего тарифа на мобильную связь к среднему доходу населения (по данным РосСтата РФ за последние шесть месяцев). Чем ниже индекс, тем доступнее в регионе мобильная связь.

** Противостояние ФАС и Tele2 по повышению тарифов

В течение апреля и мая оператор Tele2 последовательно повышал как текущие, так и архивные тарифы. В данном исследовании рассматривались лишь минимальные пакетные тарифы, их стоимость у Tele2 в среднем по России выросла на 13%. Однако наибольшее повышение коснулось тарифов с безлимитным мобильным интернетом. ФАС потребовал от оператора отменить повышение, однако Tele2 этого так и не сделал. Стоит отметить, что в отличие от остальных операторов Tele2 не строит сеть в труднодоступных и традиционно менее рентабельных регионах, в частности, в Северо-Кавказском Федеральном Округе.