Согласно прогнозу аналитиков платежного сервиса CloudPayments, размер рынка онлайн-платежей в России в 2019 г. оценивается более чем в 1,4 млрд руб. Можно ожидать, что в этом году 25-30% всех покупок будут совершаться онлайн, при ежегодном приросте этого показателя на 20%. В крупных городах доля оплат онлайн еще выше: в настоящий момент 40% россиян предпочитают приобретать большую часть товаров и услуг в сети.

Различия в уровне популярности интернет-платежей очень существенно зависят от региона: до 45% оплат совершается в Москве, в Санкт-Петербурге этот показатель доходит до 10%, еще 13% покупок приобретается в интернет-магазинах таких городов, как Краснодар, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск и Екатеринбург. В регионах интернет-эквайринг распространен в меньшей степени. Некоторые услуги, которые в Москве или Петербурге можно получить легко, практически не представлены в малых городах, например, доставка продуктов или сувенирной продукции, каршеринг.

В 2018 г. интернет-эквайринг в России вышел на новый виток развития: технология уже хорошо освоена как банками и сервисами, так и потребителями, но при этом продолжается ее масштабирование и совершенствование.

Одновременно с ростом объема транзакций постепенно снижается средний чек: покупки совершаются все чаще, в том числе на небольшие суммы, до 300 руб. Объем платежей с мобильного телефона увеличился за год на 148%.

Заметным стало развитие платежей с помощью Apple Pay и Google Pay: несмотря на то что пока далеко не все потребители используют эту технологию, только за последние шесть месяцев объем оплат с помощью этих сервисов удвоился и продолжает расти. В настоящий момент Apple Pay существенно превосходит по популярности альтернативные сервисы.

Что касается стран СНГ, например, Казахстана, то рынок интернет-эквайринга находится на этапе активного роста, который был в России несколько лет назад. Наиболее популярными сегментами рынка являются доставка еды, транспорт, мероприятия и обучение.

Если говорить про вид платежей, то можно отметить интерес к рекуррентным платежам (регулярное безакцептное списание денежных средств с карты). Такой формат чаще всего используют благотворительные фонды, образовательные платформы и спортивные клубы. В общем обороте они составляют не такую значительную долю, однако возможность подключения данной услуги важна для платежного сервиса, и в ней заинтересованы многие компании. Данная опция также часто сочетается с другими формами платежей. В 2018 г. возросла роль рекарринга — платежей, привязанных к токену карты клиента. Это связано с ростом оборота каршеринговых сервисов, а также сервисов доставки быстрого питания.

Стоит отметить, что развитие интернет-эквайринга невозможно без синергии с другими сервисами: чем лучше становится доставка товаров, чем популярнее различные интернет-услуги, тем больше шансов на быстрый рост и развитие технологий онлайн-платежей.